О роли обращения к слушателю в «Похвале Испании», входящей в «Поэму о Фернане Гонсалесе»
Нина Владимировна Иванова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
204
2014-03-13
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
особенностям обращения к слушателю в «Похвале Испании», включенной в испанскую
средневековую эпическую поэму о Фернане Гонсалесе. Образ слушателя в «Похвале
Испании» выходит за рамки простого адресата поэмы и выполняет ряд разнообразных
функций. Это, в частности, регулирующая и дидактическая функции, а также
эмоционально-экспрессивная функция, которая позволяет включить слушателя в
«идеологическое» пространство поэмы, воодушевить его и вовлечь в восприятие
героического сюжета.
Тезисы
«Поэма о
Фернане Гонсалесе», памятник эпической поэзии испанского средневековья,
несмотря на переработку, осуществленную в XIII веке ученым клириком, содержит
большое количество черт, характерных для устной эпической традиции.
Устная
эпическая поэма обязательно подразумевает наличие певца-исполнителя (хуглара) и
слушателя, которому адресована поэма. И если часто слушатель остается вне
текста, то в «Похвале Испании», включенной в «Поэму о Фернане Гонсалесе», он не
просто адресат поэмы. Обращение к слушателю со стороны хуглара играет
определенную роль в композиции и содержании этого фрагмента.
Из 12-ти
куплетов «Похвалы Испании» обращения к слушателю содержатся в 6-ти, что составляет
9 употреблений. Эти обращения к слушателю носят разный характер и выполняют
различные функции.
1.
Регулирующая функция: обращение к слушателю
создает определенные референциальные отношения в тексте «Похвалы», что вполне
характерно для устной эпической поэмы; так, хуглар готовит слушателя к тому, о
чем пойдет речь далее – (145) dezir vos e agora quantas ha de bondades, или обозначает окончание одного из фрагментов «Похвалы»
− (153) Dexar vos quiero d’esto, assaz vos he contado.
2. Дидактическая функция: хуглар обращает внимание слушателя
на ту или иную информацию, подчеркивает важное в тексте поэмы: (145) Por esso vos lo digo que bien lo entendades; (153) pero non olvidemos al apostol honrado, // fijo del Zebedeo, Santiago llamado; (154) sabet, non yaz apostol en todo aquel logar.
3.
Объединяющая функция: хуглар и слушатель объединены в местоимении nos (совр. исп. nosotros) – «мы»: (152) Por lo que ella mas val aun
non lo dixemos: // es mucho mejor
tierra de las que nunca viemos, // de los buenos caveros aun mençion non fiziemos,
// nunca tales caveros en el mundo non viemos. Таким образом, хуглар становится на позицию слушателя,
а слушатель – на позицию хуглара, то есть они выступают не как элементы
противопоставления (хуглар − слушатель), а как представители одной общности