XLIII Международная филологическая научная конференция

О роли обращения к слушателю в «Похвале Испании», входящей в «Поэму о Фернане Гонсалесе»

Нина Владимировна Иванова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

204
2014-03-13
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен особенностям обращения к слушателю в «Похвале Испании», включенной в испанскую средневековую эпическую поэму о Фернане Гонсалесе. Образ слушателя в «Похвале Испании» выходит за рамки простого адресата поэмы и выполняет ряд разнообразных функций. Это, в частности, регулирующая и дидактическая функции, а также эмоционально-экспрессивная функция, которая позволяет включить слушателя в «идеологическое» пространство поэмы, воодушевить его и вовлечь в восприятие героического сюжета.

Тезисы

«Поэма о Фернане Гонсалесе», памятник эпической поэзии испанского средневековья, несмотря на переработку, осуществленную в XIII веке ученым клириком, содержит большое количество черт, характерных для устной эпической традиции. Устная эпическая поэма обязательно подразумевает наличие певца-исполнителя (хуглара) и слушателя, которому адресована поэма. И если часто слушатель остается вне текста, то в «Похвале Испании», включенной в «Поэму о Фернане Гонсалесе», он не просто адресат поэмы. Обращение к слушателю со стороны хуглара играет определенную роль в композиции и содержании этого фрагмента. Из 12-ти куплетов «Похвалы Испании» обращения к слушателю содержатся в 6-ти, что составляет 9 употреблений. Эти обращения к слушателю носят разный характер и выполняют различные функции. 1. Регулирующая функция: обращение к слушателю создает определенные референциальные отношения в тексте «Похвалы», что вполне характерно для устной эпической поэмы; так, хуглар готовит слушателя к тому, о чем пойдет речь далее – (145) dezir vos e agora quantas ha de bondades, или обозначает окончание одного из фрагментов «Похвалы» − (153) Dexar vos quiero d’esto, assaz vos he contado. 2. Дидактическая функция: хуглар обращает внимание слушателя на ту или иную информацию, подчеркивает важное в тексте поэмы: (145) Por esso vos lo digo que bien lo entendades; (153) pero non olvidemos al apostol honrado, // fijo del Zebedeo, Santiago llamado; (154) sabet, non yaz apostol en todo aquel logar. 3. Объединяющая функция: хуглар и слушатель объединены в местоимении nos (совр. исп. nosotros) – «мы»: (152) Por lo que ella mas val aun non lo dixemos: // es mucho mejor tierra de las que nunca viemos, // de los buenos caveros aun mençion non fiziemos, // nunca tales caveros en el mundo non viemos. Таким образом, хуглар становится на позицию слушателя, а слушатель – на позицию хуглара, то есть они выступают не как элементы противопоставления (хуглар − слушатель), а как представители одной общности