Жанровая специфика поэмы Дж. Драйдена «Элеонора»
Лариса Валентиновна Сидорченко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-15
10:00 -
10:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется жанровое своеобразие меморильной поэмы Дж. Драйдена «Элеонора», сочетающей топические элегические мотивы с панегирическими. Исследование структурных особенностей поэмы позволяет расматривать ее как оду, в которой органично сочетаются признаки как горацианской, так и пиндарической оды.
Тезисы
Мемориальная поэма «Элеонора» Дж. Драйдена (1692) содержит в себе традиционные для элегии мотивы смерти, прощания, скорби, печали, но при этом не является жалобным размышлением о жизненных утратах, скорее представляя собой рефлективную поэму об умершей супруге графа Эбингдона, вбирающую в себя выраженные элементы панегирика.
В «Элеоноре» сюжетно-композиционные элементы античной элегии были соединены Драйденом с конструкциями национальных английских моделей (теологические элегии Дж. Донна, траурная элегия Дж. Мильтона «Лисидас», «Пиндарические оды» Э. Каули).
Первым произведением Драйдена одического жанра явилась написанная шестью годами ранее «Ода благочестивой памяти Энн Киллигру», в строении которой четко прослеживается пиндарическая триада (строфа – антистрофа – эпод). В отличие от этого произведения, текст «Элеоноры», состоящий из 377 стихов, разбит на 17 завершенных по смыслу частей. При этом основная композиционная .концепция, отразившая личный поведенческий код героини вне связи с масштабными обществеными событиями, являла собой прямолинейно выраженную парадигму возвышения духовной сферы человека от локальной ипостаси до универсальной.
Сквозные мотивы поэмы переплетаются, создавая бытийно-биографический фон, тем самым расширяя границы иррегулярной пиндарической оды и усиливая ее горацианскую окраску.
Жанровая контаминация в тексте «Элеоноры» свидетельствовала о движении в английской поэзии конца XVII века к трансформации одического канона от сугубо пиндарической основы к усилению в оде горацианских элементов с сохранением риторической стилевой окраски.
В «Элеоноре» сюжетно-композиционные элементы античной элегии были соединены Драйденом с конструкциями национальных английских моделей (теологические элегии Дж. Донна, траурная элегия Дж. Мильтона «Лисидас», «Пиндарические оды» Э. Каули).
Первым произведением Драйдена одического жанра явилась написанная шестью годами ранее «Ода благочестивой памяти Энн Киллигру», в строении которой четко прослеживается пиндарическая триада (строфа – антистрофа – эпод). В отличие от этого произведения, текст «Элеоноры», состоящий из 377 стихов, разбит на 17 завершенных по смыслу частей. При этом основная композиционная .концепция, отразившая личный поведенческий код героини вне связи с масштабными обществеными событиями, являла собой прямолинейно выраженную парадигму возвышения духовной сферы человека от локальной ипостаси до универсальной.
Сквозные мотивы поэмы переплетаются, создавая бытийно-биографический фон, тем самым расширяя границы иррегулярной пиндарической оды и усиливая ее горацианскую окраску.
Жанровая контаминация в тексте «Элеоноры» свидетельствовала о движении в английской поэзии конца XVII века к трансформации одического канона от сугубо пиндарической основы к усилению в оде горацианских элементов с сохранением риторической стилевой окраски.