XLIII Международная филологическая научная конференция

Трагедия детей в Атланте в фактах и художественной прозе

Юрий Викторович Стулов
Докладчик
доцент
Минский государственный лингвистический университет

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются трагические события в Атланте в 1979–1982 гг. и их отражение в публицистическом сборнике Дж. Болдуина "The Evidence of Things Not Seen" и романе Тони Кейд Бамбара "Those Bones Are Not My Child". Книга Болдуина была написана по горячим следам и отражала немедленную реакцию на происходящее. Роман был написан через полтора десятилетия и основывался на огромном фактическом материале, собранном писательницей, и принадлежит к популярному сегодня жанру документальной прозы. Вымышленная семья Спенсеров погружается в повседневную действительность города в эти трагические дни.

Тезисы

Несмотря на явные изменения в общественном статусе этнических меньшинств в США, в сфере взаимоотношений между различными группами изменилось не так уж много. Последнее двадцатилетие ХХ века вновь поставило в повестку дня общественно-политические проблемы, которые на трагическом уровне проявились в событиях в столице штата Джорджия Атланта в 1979–1981 гг. К этому времени она стала одним из процветающих городов США, своего рода «черной Меккой» американского Юга, проложившей путь к новым взаимоотношениям между расами и открывшей большие возможности для черных жителей. Но с 1979 г. в черных кварталах Атланты начинается череда убийств чернокожих детей, которая будет продолжаться на протяжении двух лет и вызовет всплеск дискуссии о расизме и его последствиях. Трагические события в Атланте нашли свое отражение в ряде публицистических и художественных книг, наиболее значительными из которых стали публицистический сборник Джеймса Болдуина The Evidence of Things Not Seen (1985) и роман Тони Кейд Бамбара Those Bones Are Not My Child, 1999. Представляется интересным сравнить полную горечи книгу одного из самых ярких американских публицистов, написанную по горячим следам, и роман писательницы, основанный на документах, воспоминаниях свидетелей событий, газетных материалах, в том числе и на книге Болдуина. Несмотря на разницу во времени написания и избранных жанрах, имеются значимые пересечения: город по-прежнему разделен по расовому признаку, так же идет разделение людей, да и внутри групп нет единства. Роман опирается на многочисленные факты трагедии, вскрывшиеся за это время; с другой стороны, главными действующими лицами становятся вымышленные персонажи, которые живут в реалиях Атланты начала 1980-х годов. Бамбара тщательно вплетает фрагменты частной жизни семьи Спенсеров в обширное лоскутное одеяло Атланты начала 1980-х гг., сочетая традиционные повествовательные приемы с литературными техниками, присущими жанру документальной прозы.