XLIII Международная филологическая научная конференция

Языковой дидактизм как средство сохранения национальной идентичности (на материале оценочно маркированных лексических единиц поля «Общение»)

Людмила Георгиевна Смирнова
Докладчик
профессор
Смоленский государственный университет

241
2014-03-13
16:00 - 16:15

Ключевые слова, аннотация

На примере оценочно маркированных лексических единиц поля «Общение» в статье рассматривается возможность языка формировать систему национальных этических нормативов. В статье анализируются различные стороны речевой деятельности, характеризуемые с помощью оценочно коннотированных лексем, рассматривается возможности нейтральных глаголов речи продуцировать словообразовательные дериваты с компонентом оценки.

Тезисы

Язык ориентирует человека в аксиологическом пространстве родной культуры, определяет систему этических постулатов. По словам Ю. Д. Апресяна, выражаемые в языке значения «складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка». Ключевую роль при этом играет лексика с оценочным компонентом значения, номинируя реалии окружающего мира, которые должны восприниматься как «хорошие» или «плохие». Большинство лексем с оценочной коннотацией объединены сферой «Человек, его качества и деятельность», конфигурация положительно и отрицательно маркированных единиц, из которых последние представлены значительно шире, определяет аксиологические параметры «навязываемой коллективной философии». Будучи элементом традиционного знания, передаваемого с языком, система имплицитных этических нормативов служит обязательным условием сохранения национальной идентичности.   Весьма широко отражена подобная система лексикой поля «Общение». Речевая деятельность представляет собой один из важнейших видов деятельности человека в плане самореализации личности, проявления социальной активности, общения с окружающими и оказания на них влияния. Оценочно маркированная лексика характеризует самые разнообразные стороны речевой деятельности: речь с точки зрения восприятия ее звуковой стороны; речь с точки зрения соответствия истине; речь с точки зрения ее соответствия этическим нормам  и др. Морфемы русского языка способны вносить оценочную коннотацию в семантику слова в процессе словообразовательной деривации.