Языковой дидактизм как средство сохранения национальной идентичности (на материале оценочно маркированных лексических единиц поля «Общение»)
Людмила Георгиевна Смирнова
Докладчик
профессор
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
241
2014-03-13
16:00 -
16:15
Ключевые слова, аннотация
На примере оценочно маркированных
лексических единиц поля «Общение» в статье рассматривается возможность языка
формировать систему национальных этических нормативов. В статье анализируются
различные стороны речевой деятельности, характеризуемые с помощью оценочно
коннотированных лексем, рассматривается возможности нейтральных глаголов речи
продуцировать словообразовательные дериваты с компонентом оценки.
Тезисы
Язык
ориентирует человека в аксиологическом пространстве родной культуры, определяет
систему этических постулатов. По словам Ю. Д. Апресяна, выражаемые в языке
значения «складываются в некую единую
систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в
качестве обязательной всем носителям языка». Ключевую роль при этом играет
лексика с оценочным компонентом значения, номинируя реалии окружающего мира,
которые должны восприниматься как «хорошие» или «плохие». Большинство лексем с
оценочной коннотацией объединены сферой «Человек, его качества и деятельность»,
конфигурация положительно и отрицательно маркированных единиц, из которых
последние представлены значительно шире, определяет аксиологические параметры «навязываемой
коллективной философии». Будучи элементом традиционного знания, передаваемого с
языком, система имплицитных этических нормативов служит обязательным условием сохранения
национальной идентичности.
Весьма
широко отражена подобная система лексикой поля «Общение». Речевая деятельность представляет собой один
из важнейших видов деятельности человека в плане самореализации личности,
проявления социальной активности, общения с окружающими и оказания на них
влияния. Оценочно маркированная лексика характеризует самые разнообразные
стороны речевой деятельности: речь с точки зрения восприятия ее звуковой
стороны; речь с точки зрения соответствия истине; речь с точки зрения ее
соответствия этическим нормам и др.
Морфемы
русского языка способны вносить оценочную коннотацию в семантику слова в
процессе словообразовательной деривации.