Джакомо Леопарди как предтеча модернизма
Светлана Владимировна Балаева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
190
2014-03-13
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен итальянскому поэту и
мыслителю Джакомо Леопарди (1798–1837), почти одновременно с А. Шопенгауэром обратившемуся к философии пессимизма и оказавшему значительное влияние на философию
истории Ф. Ницше, на поэтическое творчество
символистов, а также на писателей-модернистов.
Влияние Леопарди проявляется на разных
уровнях – на выборе тем, сюжетов, в
идеологии произведений.
Тезисы
Модернизм противопоставил определенность неопределенности, показал чуждость реальности человеку, так что все, что ранее считалось определенным, оказалось поставленным под вопрос.
Под вопрос была поставлена не только реальность, но и история. В лучшем случае, это прогресс, в худшем – регресс, но в любом случае никакой остановки традиционное отношение к истории ранее не предполагало. В XIX веке концепция истории как поступательного движения, развития человечества ставится под вопрос философией пессимизма, провозглашающего бессмысленность человеческого состояния (А. Шопенгауэр). Но сам Шопенгауэр заимствовал свои философский идеи у предшественников, а именно у Джакомо Леопарди.
В первой половине ХХ века влияние Леопарди можно увидеть в творчестве многих западных авторов. Гарольд Блум утверждает, что «Дневник размышлений» (опуб. 1898–1900) и «Мысли» (опуб. 1845) Дж. Леопарди – это краеугольный камень для европейской континентальной литературы.
Именно философия Леопарди – одно из оснований для размышлений Сэмюэля Беккета о Прусте. В эссе «Пруст» (1931) Беккет пишет о «произвольной» и «непроизвольной» памяти, желая «прояснить отвлеченность и произвольность, с которой Пруст утверждает свой пессимизм».
В данном докладе на обширном материале будет показана степень влияния Леопарди на зарождение художественной системы модернизма.
Под вопрос была поставлена не только реальность, но и история. В лучшем случае, это прогресс, в худшем – регресс, но в любом случае никакой остановки традиционное отношение к истории ранее не предполагало. В XIX веке концепция истории как поступательного движения, развития человечества ставится под вопрос философией пессимизма, провозглашающего бессмысленность человеческого состояния (А. Шопенгауэр). Но сам Шопенгауэр заимствовал свои философский идеи у предшественников, а именно у Джакомо Леопарди.
В первой половине ХХ века влияние Леопарди можно увидеть в творчестве многих западных авторов. Гарольд Блум утверждает, что «Дневник размышлений» (опуб. 1898–1900) и «Мысли» (опуб. 1845) Дж. Леопарди – это краеугольный камень для европейской континентальной литературы.
Именно философия Леопарди – одно из оснований для размышлений Сэмюэля Беккета о Прусте. В эссе «Пруст» (1931) Беккет пишет о «произвольной» и «непроизвольной» памяти, желая «прояснить отвлеченность и произвольность, с которой Пруст утверждает свой пессимизм».
В данном докладе на обширном материале будет показана степень влияния Леопарди на зарождение художественной системы модернизма.