К вопросу о концепции искусства в неофициальном культурном движении (по материалам журнала «Часы» в 1970-ых – 1980-ых годах)
Елена Владимировна Панкратова
Докладчик
фриланс
14-п
2014-03-13
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
проводится сопоставление философии искусства неофициального
литературно-художественного движения 1970-ых – 1980-ых годов с концепцией
соцреализма, рассматриваются точки соприкосновения и основные пункты расхождения теорий.
Тезисы
В докладе проводится сопоставление
концепции искусства неофициального
литературно-художественного движения 1970-ых – 1980-ых годов с теорией
соцреализма.
Для того, чтобы определить характер и
особенности философии «Второй культуры», нужно рассмотреть не только
саморепрезентацию андеграунда, но и его соотношение с ближайшим контекстом, то
есть с официальной идеологией.
Задача данного исследования – определить
точки соприкосновения и основные пункты
расхождения теории искусства «второй культуры» и соцреализма.
В качестве объекта исследования были
выбраны статьи Б. Иванова, опубликованные в самиздатовском журнале «Часы»: «Две ориентации. Общество», «Возвращение
парадигмы», «По ту сторону официальности» и др., в которых выражается философия независимой
культуры.
С одной стороны, в данных работах
декларируется онтологический характер разделения авторов на официальных и
неофициальных, что продиктовано неизменным наличием в обществе
социального и за-социального типов.
Но, с другой стороны, в близком ключе с
позицией соцреализма рассматривается функция литературы, зависимость качества
произведения от мировоззренческих взглядов автора, априорные свойства культуры.
Положение о том, что культура делится на
два вида, выдвинутое Б. Ивановым в качестве объяснения происхождения
независимого движения, сходно с позицией официальной идеологии – представлением
об одновременном присутствии во все эпохи реакционного и прогрессивного
искусства.
Ещё одной точкой соприкосновения концепции
Б. Иванова и официальной теории было приписывание искусству утилитарной
функции: литература служила целям преобразования человека, что должно было
привести к построению гражданского общества.
При внешнем противостоянии две культуры
обнаруживают единство в отношении к задачам искусства: оно направлено на
достижение утопического будущего, но, исходя из представления о его
социалистическом или демократическом характере, проистекает дальнейшее
расхождение теорий.