XLIII Международная филологическая научная конференция

Соотношение понятий учебная автономия и учебная компетенция в современном иноязычном образовании

Светлана Викторовна Дудушкина
Докладчик
старший преподаватель
Московский педагогический государственный университет

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-15
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В современном профессиональном образовании, прежде всего иноязычном, автономия обучающегося рассматривается как сложное явление, обладающее личностными и деятельностными характеристиками, что определяет его соотнесенность с современным понятием компетенции. Соотношение понятий «учебная автономия» и «учебная/ учебно-познавательная компетенция» неоднозначно. Подходы к определению взаимозависимости данных явлений прямо противоположны.

Тезисы

Автономия обучающегося как необходимость современного профессионального иноязычного образования предусматривает, по мнению исследователей, личностный и деятельностный компоненты. Личностный компонент подразумевает самостоятельную свободу действий, ответственность решений, способность применения опыта учебной деятельности в новых учебных ситуациях. Деятельностный рассматривается авторами как учебная компетенция обучающихся. Сложный комплексный характер автономии как явления, его тесная соотнесенность с современным понятием компетенции вызывают необходимость исследования степени соответствия явлений «учебная автономия» и «учебная / учебно-познавательная компетенция». Данные понятия часто трактуются учеными как взаимосвязанные и даже взаимозаменяемые, т.к. возможность для их совмещения определена единой для них сферой действия, которой является самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Несмотря на единую сферу действия, учебная автономия и учебная компетенция имеют тенденцию к дифференциации, что проявляется в различии точек зрения по этому вопросу. Согласно первой точке зрения (Н.Ф. Коряковцева, Л.В. Трофимова) учебная компетенция является ключевым компонентом автономии обучающегося в учебной деятельности. Другой взгляд на соотношение этих понятий определяет автономию / самостоятельность обучающегося как один из признаков (компонентов, элементов) учебной компетенции (Е.В. Апанович, Н.В. Елашкина, И.Д. Трофимова). Признавая правомерность данных точек зрения, мы видим несколько иное соотношение данных понятий в ракурсе парадигмы личностно-ориентированного подхода, точнее принципа личностно-ориентированной направленности обучения. Данный принцип, рассматривающий обучающегося как активного и во многом самостоятельного субъекта учебного процесса, одной из целей предусматривает формирование автономной творческой личности. В этом случае учебная автономия должна квалифицироваться не как составная часть учебной компетенции, а как результат последней.