Рок-кино: перспективы филологического изучения
Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
кинозал
2014-03-15
15:40 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Ю. В. Доманский
РГГУ, Москва
Рок-кино:
перспективы филологического изучения
В докладе
рассматриваются примеры отечественного рок-кино от начала 1980-х годов и до
наших дней. Исследуется взаимодействие саундтрека и киноряда. На примере
фильмов Алексея Балабанова описывается коммуникация героя фильма и лирического
рок-героя из песен саундтрека, рассматривается смыслообразующая роль такой
коммуникации.
Тезисы
Что считать
рок-кино? Пока что несколько опасаюсь давать хоть сколько-нибудь однозначное
определение этого явления, но попробую обозначить своего рода вехи
отечественного рок-кино и наметить возможные пути изучения этого явления.
К сожалению,
классический рок восьмидесятых в игровом полнометражном кинематографе оказался
задействован в очень малой степени. Первыми ласточками тут следует признать фильмы «Душа» (1981) и «Начни сначала» (1985). И всё же эти фильмы нельзя назвать в
полной мере рок-фильмами.
Обращение же
отечественного кинематографа к року в концептуальном аспекте следует отнести к
поперестроечному времени – ко второй половине восьмидесятых(«Асса», 1987, «Взломщик», 1987, «Игла», 1988).
Самая же
репрезентативная фигура нашего кинематографа в аспекте его соотнесения с
роком – режиссёр Алексей Балабанов. Во многих его фильмах саундтрек
строится на композициях русского рока. И можно сказать, что Балабанов
вырабатывает особую концепцию саундтрека, который зачастую не просто
соотносится с содержанием фильма, а выступает в функции полноценной и
фактически равной фильму системы.
Именно в аспекте соотнесения саундтрека и кинотекста следует вести
изучение рок-кино. Надо осознавать, что перед нами синтетический текст,
инкорпорированный в другой синтетический текст, другой по природе, по сути
своей. И тогда получается, что синтетический текст рок-песни, обладающий
определёнными смыслами, при попадании в контекст синтетического текста фильма
какие-то смыслы, возможно, утрачивает, но вместе с тем и приобретает смыслы,
невозможные вне киноконтекста. Уместно рассматривать ситуацию диалога рока и
кино, саундтрека и киноряда, включающего в себя и сюжет, и систему персонажей,
и детали, и многое другое. Особенно любопытной, как показывают предварительные
наблюдения, оказывается коммуникативная ситуация, складывающаяся между героем фильма и лирическим рок-героем из
песен саундтрека. Некоторые примеры такого рода из фильмов Балабанова
и предполагается показать в докладе.