Лоренс Стерн: Memento Mori. Бедный Йорик, нищий монах и воображаемые кладбища
Полина Юрьевна Ермакова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-11
20:30 -
21:00
Ключевые слова, аннотация
Цель настоящего доклада –
продемонстрировать на примере одной сцены «Сентиментального путешествия по
Франции и Италии» Лоренса Стерна ту роль, которую для сентименталистов играли
воспоминания, а особенно кладбищенские воспоминания, и показать с помощью каких
повествовательных приемов автору удается отправить своего героя «в путешествие
во времени и собственной памяти».
Отдельное внимание уделяется тому,
как почитатели Стерна конца XVIII – начала XIX века увековечивали память о любимых
героях: от иллюстраций к его книгам до планов посмертных монументов героям
Стерна.
Тезисы
Монах Лоренцо и его история приобрели
необыкновенную популярность после выхода романа и стали темой для иллюстраций,
произведений декоративно-прикладного искусства.
Йорик отказывает монаху в подаянии,
хоть его вид и растрогал рассказчика. Не желая, чтобы его грубое обхождение с
монахом стало известно спутнице, Йорик предлагает тому в подарок табакерку, а
монах взамен дарит ему свою. Это событие трогает обоих необычайно. На первый
план в этой главе выходит безделушка – табакерка, которая должна исправить
грубость Йорика.
Для Йорика подарок монаха приобретает
почти сакральное значение: «Я храню эту табакерку наравне с культом моей
религии».
Отметим эту особенность, характерную для сентиментального мировосприятия в
целом. Цена и ценность сентиментального подарка почти всегда находятся в
обратно пропорциональной зависимости.
После выхода «Сентиментального
путешествия» роговые табакерки стали очень популярны по всей Европе. Главы,
повествующие о Лоренцо, были первыми переведены на немецкий в 1769 году братьями
Якоби, которые сами смастерили роговые табакерки. Вскоре в Германии последовало
и производственное изготовление и продажа роговых табакерок с цитатами из
Стерна.
Табакерка становится субститутом
дарителя, мнемоническим знаком: «…много раз вызывал я с ее помощью образ ее прежнего
владельца, чтобы внести мир в свою душу среди мирской суеты…». Йорик с помощью
табакерки отправляется в путешествие по своей памяти.
Несмотря на то, что кладбищенская
сцена у Стерна только одна: Йорик на могиле Лоренцо, художники с удовольствием
изображают и вымышленные могильные сцены. Фронтисписом одного из изданий стала
гравюра – вымысел художника на кладбищенскую тему. В 1785 г. немецкий почитатель Стерна в переписке предлагает
разбить английский парк, напоминающий кладбище, на могильных монументах
которого были бы выбиты имена героев Стерна.
Таким образом, воспоминания – необходимая практика и героя сентиментального текста, его интерпретатора
(иллюстратора) и читателя.