Кила в русской народной культуре: этнолингвистическая характеристика диалектного слова
Татьяна Николаевна Бунчук
Докладчик
доцент
Сыктывкарский государственный университет
Сыктывкарский государственный университет
171
2014-03-14
15:00 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается семантическая структура диалектного слова «кила» в этнолингвистическом аспекте. На основе наблюдения семантических вариантов диапектного слова и народных обрядов и поверий, связанных с плодородием, делаются выводы об особенностях отражения в семантике слова древних славянских представлений о мире.
Тезисы
Исследование особенностей национальной ментальности и
культуры неразрывно связано с изучением языка. Язык есть своеобразная призма,
сквозь которую человек смотрит на мир, понимая и осознавая связи между
предметами и явлениями через связи между единицами языка. Семантическая структура
диалектной лексемы «кила» представляет собой отражение мифопоэтических
представлений о действительности. Слово «кила» носит междиалектный характер:
его употребление во многих русских говорах, как северно-, так и южнорусских
говорах; имеет древнее происхождение (оно отмечено в древнерусских памятниках).
В русском языке оно имеет несколько значений: ‘грыжа’, ‘опухоль’, ‘нарост на
растениях’ ‘мужской половой орган’, ‘последний в работе’ и др.
Особый интерес вызывает значение слова кила ‘человек,
последним увозящий телегу с навозом’ и
выражение килу давать ‘накрывать покрывалом голову того, кто последним
привез воз с сеном или навозом, ударять кулаком и заставлять угадывать, кто это
сделал, при этом говорили: «На тебе килу!»’. Лексема кила и ритуальное
восклицание На тебе килу!, возможно, являются осколком обрядового действия
во время сельскохозяйственных работ, известного в народной культуре Русского
Севера. Словари фиксируют употребление слова кила в таких значениях: ‘человекообразное чучело (кол, обвязанный
соломой, ботвой, с наколотым сверху круглым овощем и т.п.), которое во время
полевых и огородных работ ставили на полосу последнему убирающему урожай;
прозвище человека, который остается последним в каком-либо деле, игре и т.п.’
(СГРС 5: 133); а также на тебе килу ‘слова,
которые говорят тому, кто плохо работает, подавая при этом палку с привязанным
на конце сеном’ (СРГКСО 2: 345) и т.д.