XLIII Международная филологическая научная конференция

Кила в русской народной культуре: этнолингвистическая характеристика диалектного слова

Татьяна Николаевна Бунчук
Докладчик
доцент
Сыктывкарский государственный университет

171
2014-03-14
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается семантическая структура диалектного слова «кила» в этнолингвистическом аспекте. На основе наблюдения семантических вариантов диапектного слова и народных обрядов и поверий, связанных с плодородием, делаются выводы об особенностях отражения в семантике слова древних славянских представлений о мире.

Тезисы

Исследование особенностей национальной ментальности и культуры неразрывно связано с изучением языка. Язык есть своеобразная призма, сквозь которую человек смотрит на мир, понимая и осознавая связи между предметами и явлениями через связи между единицами языка. Семантическая структура диалектной лексемы «кила» представляет собой отражение мифопоэтических представлений о действительности. Слово «кила» носит междиалектный характер: его употребление во многих русских говорах, как северно-, так и южнорусских говорах; имеет древнее происхождение (оно отмечено в древнерусских памятниках). В русском языке оно имеет несколько значений: ‘грыжа’, ‘опухоль’, ‘нарост на растениях’ ‘мужской половой орган’, ‘последний в работе’ и др. Особый интерес вызывает значение слова кила ‘человек, последним увозящий телегу с навозом’ и выражение килу давать ‘накрывать покрывалом голову того, кто последним привез воз с сеном или навозом, ударять кулаком и заставлять угадывать, кто это сделал, при этом говорили: «На тебе килу!»’. Лексема кила и ритуальное восклицание На тебе килу!, возможно, являются осколком обрядового действия во время сельскохозяйственных работ, известного в народной культуре Русского Севера. Словари фиксируют употребление слова кила в таких значениях: ‘человекообразное чучело (кол, обвязанный соломой, ботвой, с наколотым сверху круглым овощем и т.п.), которое во время полевых и огородных работ ставили на полосу последнему убирающему урожай; прозвище человека, который остается последним в каком-либо деле, игре и т.п.’ (СГРС 5: 133); а также на тебе килу ‘слова, которые говорят тому, кто плохо работает, подавая при этом палку с привязанным на конце сеном’ (СРГКСО 2: 345) и т.д.