Истоки советской идеологии. Руссо и Вольтер в философской и социально-политической мысли Советской России 1920–30-х годов
Алла Августовна Златопольская
Докладчик
старший научный сотрудник
Российская национальная библиотека
Российская национальная библиотека
215А
2014-03-14
11:30 -
11:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен философским и социально-политическим взглядам мыслителей французского Просвещения, в частности Руссо и Вольтера, как одного из источников советской идеологии. В 20–30-е годы пропагандировались и издавались массовыми тиражами произведения Вольтера и Руссо. В воззрениях Вольтера подчеркивался его антиклерикализм. В годы Советской власти начинается углубленное изучение Библиотеки Вольтера. В воззрениях Руссо акцент делается на его теории суверенитета народа, советские исследователи рассматривают Руссо как идейного предшественника якобинской диктатуры и диктатуры пролетариата.
Тезисы
Доклад посвящен философским и
социально-политическим взглядам мыслителей французского Просвещения, в
частности Руссо и Вольтера, и их восприятию в 20–30-е годы в Советской России.
В это время пропагандировались и издавались массовыми тиражами произведения Вольтера и Руссо. Советское время в научном отношении весьма благоприятно для вольтероведения. Для распространения произведений Вольтера больше нет цензурных препон, более того, антиклерикальные произведения Вольтера используются в атеистической пропаганде. В годы Советской власти начинается углубленное изучение Библиотеки Вольтера, купленной Екатериной II и находящейся в Публичной библиотеке. Ведется подготовка к изданию каталога Библиотеки и Корпуса помет Вольтера на книгах его Библиотеки. В воззрениях Руссо акцент делается на его теории суверенитета народа, советские исследователи рассматривают Руссо как идейного предшественника якобинской диктатуры и диктатуры пролетариата.
В двадцатые годы продолжается исследование проблемы, выдвинутой Руссо, проблемы суверенитета народа и связанным с этим вопроса о соотношения общей воли и воли всех. Статья исследователя якобинского этапа Великой Французской революции Я. В. Старосельского «Руссо и якобинская диктатура» является одной из работ сформировавших интерпретацию идей Руссо в двадцатые годы в Советской России.
Я. В. Старосельский развивает марксистскую интерпретацию руссоистской теории народного суверенитета и общей воли, подчеркивая ее классовый характер.
Говоря о соотношении воли всех и общей воли в теории Руссо, Старосельский, модернизируя эту теорию, видит в теории Руссо, в его рассуждении о законодателе прообраз учения о партии.
Таким образом, идеи Вольтера и Руссо, рассматриваемые в рамках марксистской парадигмы, стоят у истоков советской идеологии.
В это время пропагандировались и издавались массовыми тиражами произведения Вольтера и Руссо. Советское время в научном отношении весьма благоприятно для вольтероведения. Для распространения произведений Вольтера больше нет цензурных препон, более того, антиклерикальные произведения Вольтера используются в атеистической пропаганде. В годы Советской власти начинается углубленное изучение Библиотеки Вольтера, купленной Екатериной II и находящейся в Публичной библиотеке. Ведется подготовка к изданию каталога Библиотеки и Корпуса помет Вольтера на книгах его Библиотеки. В воззрениях Руссо акцент делается на его теории суверенитета народа, советские исследователи рассматривают Руссо как идейного предшественника якобинской диктатуры и диктатуры пролетариата.
В двадцатые годы продолжается исследование проблемы, выдвинутой Руссо, проблемы суверенитета народа и связанным с этим вопроса о соотношения общей воли и воли всех. Статья исследователя якобинского этапа Великой Французской революции Я. В. Старосельского «Руссо и якобинская диктатура» является одной из работ сформировавших интерпретацию идей Руссо в двадцатые годы в Советской России.
Я. В. Старосельский развивает марксистскую интерпретацию руссоистской теории народного суверенитета и общей воли, подчеркивая ее классовый характер.
Говоря о соотношении воли всех и общей воли в теории Руссо, Старосельский, модернизируя эту теорию, видит в теории Руссо, в его рассуждении о законодателе прообраз учения о партии.
Таким образом, идеи Вольтера и Руссо, рассматриваемые в рамках марксистской парадигмы, стоят у истоков советской идеологии.