Кижские мотивы в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева»
Наталья Леонидовна Шилова
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
15-п
2014-03-14
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются особенности художественного
пространства в рассказе Ю. Казакова «Адам и Ева». Описание пространства
в тексте указывает на остров Кижи как
прообраз основного места действия.
Основным материалом для анализа служат
ландшафтные черты, топонимика рассказа,
историко-культурные реалии, получившие
отражение в тексте; главными вопросами – роль кижских мотивов в формировании
пространственных образов рассказа,
сложное взаимодействие «реального»
и условного в произведении.
Тезисы
Рассказ «Адам
и Ева» был опубликован в 1962 году, в
период, когда Ю. Казаков много бывал на
Севере и много писал о нём. Траектория
этих путешествий довольно подробна
описана в знаменитом «Северном
дневнике» писателя и прокомментирована
исследователями, биографами и мемуаристами
(Г. Горышин, И. Кузьмичев, Е. Галимова).
Сосредоточены эти указания преимущественно
вокруг поморских локусов (Белое море,
Соловки, Лопшеньга). Гораздо меньшее
внимание уделяется карельским реалиям,
хотя и известно, что Казаков в Карелии
в этих поездках бывал. Об этом
свидетельствует в том числе и вошедшая
в состав «Северного дневника»
главка «Калевала», написанная в
1962 году и посвященная именно карельским
реалиям.
Примечательно, что в том же году у Казакова вышел рассказ, место действия в котором весьма напоминает остров Кижи, хотя сам топоним ни в рассказе, ни в «Северном дневнике» не упомянут.
По сюжету художник Агеев отправляется на некий Сег-Погост, расположенный посреди северного озера и славный среди художников своей «многошатровой» деревянной церковью. Многие детали (остров в рассказе, к слову, напрямую назван «музейным») заставляют предположить, что в прообразом казаковского Сег-Погоста стали Кижи.
С этой точки зрения интересно прокомментировать значимые элементы художественного пространства рассказа и его топонимику (Сег-Погост, Кижма-остров, Малая Губа и т.д.), которые включают, с одной стороны, систему отсылок к местным реалиям, с другой – почти нигде прямо их не повторяют.
Примечательно, что в том же году у Казакова вышел рассказ, место действия в котором весьма напоминает остров Кижи, хотя сам топоним ни в рассказе, ни в «Северном дневнике» не упомянут.
По сюжету художник Агеев отправляется на некий Сег-Погост, расположенный посреди северного озера и славный среди художников своей «многошатровой» деревянной церковью. Многие детали (остров в рассказе, к слову, напрямую назван «музейным») заставляют предположить, что в прообразом казаковского Сег-Погоста стали Кижи.
С этой точки зрения интересно прокомментировать значимые элементы художественного пространства рассказа и его топонимику (Сег-Погост, Кижма-остров, Малая Губа и т.д.), которые включают, с одной стороны, систему отсылок к местным реалиям, с другой – почти нигде прямо их не повторяют.