XLIII Международная филологическая научная конференция

Жанр рассказа в русской литературе рубежа ХХ–ХХI веков

Наталья Александровна Полякова
Докладчик
доцент
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера

15-п
2014-03-14
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Автор рассматривает актуальные проблемы развития жанра рассказа в русской литературе на рубеже ХХ–ХХI веков. Этот жанр, компактный и динамичный по своей природе, способен фиксировать новое еще до того, как оно оформится в круных – романных, например – формах. Русский рассказ современного периода имеет  ряд особенностей, связанных с общими тенденциями литературного процесса последнего десятилетия. Об этих особенностях: стремлении к циклизации, самовыражению субъекта речи, авторского сознания, углублению психоанализа – говорится в докладе. 

Тезисы

Русский рассказ рубежа ХХ–ХХI веков, сохраняя в целом традиционную жанровую форму, характерную для классической русской литературы, имеет ряд особенностей, связанными с общими тенденциями современного литературного процесса в России. Это такие особенности, как стремление к циклизации, самовыражению субъекта речи и авторского сознания, наличие лирического, личностного, начала, углубление психологического анализа.
Рассказ – традиционный жанр русской литературы, тяготеющий к зарисовке, наблюдению, очерковому схватыванию переломных моментов бытия. на протяжении ХХ века именно этот жанр подвергся наиболее интенсивному развитию, начиная с А. Чехова и продолжая современными авторами, такими, как А. Пятигорский, Д. Притула, Д. Быков, М. Шишкин и другими.
Эпоха рубежа веков всегда оказывалась полем для художественного эксперимента, как для модернизма, так и для постмодернизма.Тенденции последнего десятилетия во многом напоминают литературную ситуацию в России столетней давности. В первую очередь – возможностью свободно реализовывать авторский стиль.
Можно с уверенностью констатировать «ренессанс» жанра рассказа в русской литературе последних десятилетий. Этому способствует как перемена литературных установок в целом, так и гибкость, податливость рассказа как жанра, его готовность ответить вызовам времени.