XLIII Международная филологическая научная конференция

Вербально-визуальная компаративистика на границе столетий: Варлам Шаламов / Сальвадор Дали

Лариса Владимировна Жаравина
Докладчик
профессор
Волгоградский государственный социально-педагогический университет

15-п
2014-03-14
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Предмет исследования – нетрадиционное прочтение прозаических и поэтических текстов В. Шаламова в аспекте постклассической методологии, в частности, некоторых постулатов синергетики в их литературоведческом истолковании. Акцент сделан на процессе визуализации словесного образа, что предполагает выход в сферу изобразительного искусства. Материалом для конкретных наблюдений и выводов явился сравнительно-сопоставительный анализ мотивно-образного комплекса произведений В. Шаламова и С. Дали,  выводящий автора «Колымских рассказов» за пределы так называемой лагерной литературы.

Тезисы

Благодаря проникновению постулатов постклассической методологии, в частности, синергетики в область гуманитарного знания, сфера компаративистских наблюдений на границе XX–XXI столетий значительно расширилась. Излишне доказывать  целесообразность обращения в этой связи к искусству как в вербальных, так и визуальных модификациях, поскольку они обладают главными характеристиками сверхсложных систем. Предметом анализа является не осуществленная (и не осуществимая по законам рационально-позитивистской каузальности) «встреча» В. Шаламова и С. Дали в интеллектуально-художественном пространстве европейской культуры. Разумеется, вышеозначенная параллель может быть реализована только на языке «вероятностной семантики» (В. Налимов), на базе нелинейных представлений. Рассмотрен процесс вероятностного художественного моделирования в семантическом поле виртуала, под которым имеется в виду не техногенный артефакт, но философское учение о «бытии-возможности» (Николай Кузанский). В итоге по-новому осмыслены факты биографического порядка (вплоть до ономастики), выделены общие эстетические параметры, показана однотипность психо-мотивационной матрицы, обусловившей «открытость» (У. Эко) произведений обоих мастеров и необходимость читательского «соработничества». Все это нашло выражение в специфике проявления личностного начала в творчестве и в конкретных мотивно-образных параллелях и схождениях писателя и художника. Затрагиваются проблемы художественного воплощения безобразного и ужасного в их «совершенной» форме – как абсолютного зла, феномен палимпсеста, «оцифровка» сознания, визуализация трагического бреда, апокалиптическая символика, автоматическое письмо, танатологические образы, явления духовной трансгрессии и др. В теоретическом отношении углубляется эвристический потенциал компаративистики; в историко-литературном – пересматривается взгляд на творчество В. Т. Шаламова как представителя «лагерной» литературы в узко позитивистском истолковании.