Об одной сюжетно-стилевой реминисценции («дети-убийцы» у Л. Андреева («Красный смех») и З. Прилепина («Черная обезьяна»))
Галина Николаевна Боева
Докладчик
доцент
Невский институт языка и культуры
Невский институт языка и культуры
14-п
2014-03-13
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет
представлена точка зрения, согласно
которой повесть З. Прилепина «Черная
обезьяна» (2011), породившая в критике
множество параллелей, не учитывает
главной, и даже не параллели, а зерна,
из которого выросла повесть – пятнадцатого
отрывка повести «Красный смех» (1904) Л.
Андреева, впервые явившей русской
литературе экспрессионистский концепт
«безумие и ужас». «Дети-убийцы» из сна
андреевского героя – сюжетно-стилевая
основа повести Прилепина, доказывает
автор доклада.
Тезисы
Повесть
З. Прилепина «Черная обезьяна» (2011), по
одной из версий, лучшего писателя
десятилетия (лауреат премии «Супер-Нацбест»
(2012)), породила в критике множество
параллелей, от Л. Леонова и М. Горького
до братьев Стругацких, кроме, возможно,
самой главной. И даже не параллели, а
зерна, из которого, вероятно, и вырос
прилепинский роман – пятнадцатого
отрывка повести «Красный смех» (1904) Л.
Андреева.
Сюжетный
стержень романа Прилепина – связанные
логикой авторского замысла образы
зловещих детей-убийц в разных временных
блоках / пластах текста: дети-мутанты,
ставшие объектами изучения в секретной
лаборатории; детские воспоминания героя
об убийстве голубей на чердаке; подростки,
вырезающие подъезд жилого дома в
подмосковном городке; таинственные
«недоростки», истребляющие древний
город; дети-воины, безжалостно уничтожающие
миротворцев в африканской глубинке.
В
повести «Красный смех» дети-убийцы –
кошмарный сон, привидевшийся одному из
двух братьев-рассказчиков. В духе
зловещего абсурда экспрессионистской
поэтики своей повести Андреев выворачивает
семантику освоенного русской литературой
образа ребенка / детей: из жертв они
превращаются в вездесущих неумолимых
убийц. Кстати, гуманистической традиции
в изображении детей Андреев отдал щедрую
дань в своем раннем творчестве, поскольку
изображение детства позволяло ему
моделировать пограничные состояния –
излюбленные андреевские ситуации. Все
же стилистика сна-кошмара в «Красном
смехе» не дает Андрееву оскорбить
гуманистическую традицию – иное дело
у Прилепина. Жестокие флэшбэки и вставные
новеллы с участием детей-убийц –
свидетельство «безумия и ужаса»
реальности, если под реальностью понимать
реальность экзистенциального опыта
героя.
Жанрово-смысловое
постижение романа Прилепина критиками
вылилось во множество формулировок.
Психологический триллер? Детектив?
Псевдоисторическое фэнтэзи? Политический
памфлет? Фантастика? Гротеск? Пародия?
Апокалиптическое видение?