Успех на языковом экзамене и гражданство – некоторые результаты экзаменов на знание финского языка русскоязычных тестируемых
Sari Ahola
Докладчик
научный сотрудник
Центр прикладной лингвистики, Университет Ювяскюля
Центр прикладной лингвистики, Университет Ювяскюля
2-у
2014-03-13
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Финский
общий языковой экзамен, т.е. Finnish National Certificates of Language Proficiency (NCLP) examination, создается и организуется Центром Прикладной
Лингвистики университета г. Ювяскюля уже 20 лет по девяти языкам. Лицам,
которые хотят получить гражданство Финляндии, требуется продемонстрировать
достаточное знание финского или шведского языка в ходе данного языкового
экзамена.В
докладе рассматриваются результаты, которые показали русскоязычные кандидаты в данных разделах экзамена, а также соответствие их
навыков требованиям, необходимых для получения финского гражданства.
Тезисы
Финский общий языковой экзамен, предназначенный
для взрослых, проверяет, насколько хорошо человек справляется с жизненными ситуациями,
в которых он должен говорить, слушать, писать и читать на чужом языке. В состав
языкового экзамена входят три теста по шести уровням: начальный уровень (уровни 1–2), средний уровень (уровни 3–4) и высший уровень (уровни 5–6). Уровни общего языкового экзамена связаны
с шестиступенчатой системой оценки (А1–С2), используемой в Общеевропейских Компетенциях
Владения Иностранным Языком (CEFR). Все тесты языкового экзамена включают в себе четыре вида проверки речевых
умений: понимание текста, понимание речи, письмо и говорение.
Лицам, которые хотят получить гражданство Финляндии, требуется продемонстрировать достаточное знание финского или
шведского языка в ходе данного языкового экзамена. Кандидату
необходимо сдать экзамен как
минимум на уровне 3 (~уровень В1) в устной части экзамена (аудирование и говорение) и в письменной
части испытания (понимание текста и письмо), другими
словами, кандидату необходимо показать наличие устойчивых
навыков в одной из следующих трех комбинаций тестируемых видов речевой деятельности: говорение и
письмо, аудирование и письмо, а также понимание
текста и говорение. (www.migri.fi)
В докладе рассматриваются результаты, которые показали
русскоязычные кандидаты в данных разделах
экзамена, а также соответствие их навыков требованиям, необходимых для получения финского гражданства. Представленные
данные состоят из обобщенных результатов экзаменов
и данных опроса участников экзамена в 2012 (общее число кандидатов, n=5097) и 2013 году (n=5996). Из общего числа сдававших экзамены число говорящих на русском языке как на родном составило около 30%.
Кроме того, при анализе результатов используются данные
проведенных опросов, которые дают возможность выяснить, какое влияние на
результаты оказывают переменные факторы, (напр. пол, образование,
предшествующее языковое обучение) в
различных контекстах.