XLIII Международная филологическая научная конференция

Успех на языковом экзамене и гражданство – некоторые результаты экзаменов на знание финского языка русскоязычных тестируемых

Sari Ahola
Докладчик
научный сотрудник
Центр прикладной лингвистики, Университет Ювяскюля

2-у
2014-03-13
14:50 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Финский общий языковой экзамен, т.е. Finnish National Certificates of Language Proficiency (NCLP) examination, создается и организуется Центром Прикладной Лингвистики университета г. Ювяскюля уже 20 лет по девяти языкам. Лицам, которые хотят получить гражданство Финляндии, требуется продемонстрировать достаточное знание финского или шведского языка в ходе данного языкового экзамена.В докладе рассматриваются результаты, которые показали русскоязычные кандидаты в данных разделах экзамена, а также соответствие их навыков требованиям, необходимых для получения финского гражданства.

Тезисы

Финский общий языковой экзамен, предназначенный для взрослых, проверяет, насколько хорошо человек справляется с жизненными ситуациями, в которых он должен говорить, слушать, писать и читать на чужом языке. В состав языкового экзамена входят три теста по шести уровням: начальный уровень (уровни 1–2), средний уровень (уровни 3–4) и высший уровень (уровни 5–6). Уровни общего языкового экзамена связаны с шестиступенчатой системой оценки (А1–С2), используемой в Общеевропейских Компетенциях Владения Иностранным Языком (CEFR). Все тесты языкового экзамена включают в себе четыре вида проверки речевых умений: понимание текста, понимание речи, письмо и говорение. Лицам, которые хотят получить гражданство Финляндии, требуется продемонстрировать достаточное знание финского или шведского языка в ходе данного языкового экзамена. Кандидату необходимо сдать экзамен как минимум на уровне 3 (~уровень В1) в устной части экзамена (аудирование и говорение) и в письменной части испытания (понимание текста и письмо), другими словами, кандидату необходимо показать наличие устойчивых навыков в одной из следующих трех комбинаций тестируемых видов речевой деятельности: говорение и письмо, аудирование и письмо, а также понимание текста и говорение. (www.migri.fi) В докладе рассматриваются результаты, которые показали русскоязычные кандидаты в данных разделах экзамена, а также соответствие их навыков требованиям, необходимых для получения финского гражданства. Представленные данные состоят из обобщенных результатов экзаменов и данных опроса участников экзамена в 2012 (общее число кандидатов, n=5097) и 2013 году (n=5996). Из общего числа сдававших экзамены число говорящих на русском языке как на родном составило около 30%. Кроме того, при анализе результатов используются данные проведенных опросов, которые дают возможность выяснить, какое влияние на результаты оказывают переменные факторы, (напр. пол, образование, предшествующее языковое обучение) в различных контекстах.