Проблемы рассказывания о трансцендентном
Александр Олегович Большев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-12
15:15 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен анализу широко распространенной ситуации уклонения нарратора от
наррации. Главное внимание уделено тем случаям, когда отказ от рассказывания
обусловлен соприкосновением нарратора со сверхчеловеческим трансцендентным
опытом.
Тезисы
Не так давно Робин Вэрхол ввел в
научный обиход термины «unnarrate»
и «unnarratable»,
означающие отказ от наррации: подразумеваются ситуации, когда нарратор в той
или иной форме уклоняется от рассказа об имевших место событиях, явлениях или
процессах. Отказ нарратора от наррации может быть обусловлен целым рядом
различных причин – соответственно, Верхол выделяет несколько категорий unnarratable. Так, например,
нежелание рассказывать может быть следствием банальности и ничтожности
совершающихся действий (они не стоят упоминания, не заслуживают наррации) или
же речь идет о неких табуированных явлениях, о которых, в силу действия системы
моральных запретов, допустимо говорить лишь языком туманных намеков (так
обстоит дело с сексуальной сферой человеческого существования в рамках
английского викторианского романа).
В этом докладе речь пойдет о
важной категории unnarratable,
не охваченной систематикой Вэрхола: причиной уклонения от наррации может быть
соприкосновение нарратора со сферой трансцендентного, решительно выходящего за
рамки «человеческого, слишком человеческого».
Подобного рода ситуация порой возникает в
художественных текстах Достоевского, когда обнаруживается, что мистический
визионерский опыт героев, созерцавших – во сне или же во время эпилептических
припадков – райскую гармонию, не поддается коммуникации. Так, герой
фантастического рассказа «Сон смешного человека» во сне видел райскую гармонию
и пытается связно рассказать об этом, однако хорошо сознает невозможность
создания аутентичной картины.
Сходную природу имеют ситуации unnarratable, которые играют важную роль в прозе В. Шаламова. Только речь в «Колымских рассказах» идет, разумеется, не о райской гармонии, а о преисподней. Характеризуя угол зрения, под которым в его произведениях увиден колымский беспредел, Шаламов не случайно высказался о Плутоне, поднявшемся из ада.
Сходную природу имеют ситуации unnarratable, которые играют важную роль в прозе В. Шаламова. Только речь в «Колымских рассказах» идет, разумеется, не о райской гармонии, а о преисподней. Характеризуя угол зрения, под которым в его произведениях увиден колымский беспредел, Шаламов не случайно высказался о Плутоне, поднявшемся из ада.