Культурные барьеры и их преодоление в диалоге культур
Надежда Тихоновна Свидинская
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
25
2014-03-14
15:15 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В статье на основе анализа главных составляющих, отличающих разные культуры, к которым принадлежат студенты-иностранцы, изучающие русский язык, рассматриваются основные этапы их ознакомления с русской культурой. Акцент делается на том, что позволяет преодолеть культурные барьеры в процессе межкультурной коммуникации.
Тезисы
В соответствии с коммуникативно-культурологическим принципом, обучение иностранному языку рассматривается как процесс постоянного взаимодействия обучающихся с иной культурой. Это взаимодействие, осуществляемое в ходе языкового общения между коммуникантами, принадлежащими, принадлежащими к разным культурам, требует преодоления не только языкового, но и культурного барьера.
Преодоление культурного барьера связано с необходимостью формирования в процессе изучения иностранного языка у обучающихся умения понимать и интерпретировать факты новой культуры. Рассмотрение языковой личности с культурологической точки зрения привело к появлению в научном обиходе понятия «межкультурная языковая личность».
В практической деятельности преподавателя, работающего с иностранцами, особого внимания заслуживает вопрос о том, каковы составляющие, которыми отличаются разные культуры. Это в свою очередь дает представление о том, что отличает тех, кого мы обучаем, в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре. Таким образом, принимая во внимание тезис о том, что культуре другого народа нужно учиться, необходимо рассмотреть знание каких особенностей разных культур позволит в процессе обучения преодолеть культурные барьеры, возникающие при межкультурном общении. Данные особенности следует рассматривать в сопоставлении с теми или иными явлениями действительности, нашедшими отражение в языковых фактах и позволяющими показать особенности восприятия мира представителями разных культур.
В процессе изучения русского языка и ознакомления с русской культурой учащиеся должны постичь особенности видения мира носителями изучаемого языка.
Преодоление культурного барьера связано с необходимостью формирования в процессе изучения иностранного языка у обучающихся умения понимать и интерпретировать факты новой культуры. Рассмотрение языковой личности с культурологической точки зрения привело к появлению в научном обиходе понятия «межкультурная языковая личность».
В практической деятельности преподавателя, работающего с иностранцами, особого внимания заслуживает вопрос о том, каковы составляющие, которыми отличаются разные культуры. Это в свою очередь дает представление о том, что отличает тех, кого мы обучаем, в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре. Таким образом, принимая во внимание тезис о том, что культуре другого народа нужно учиться, необходимо рассмотреть знание каких особенностей разных культур позволит в процессе обучения преодолеть культурные барьеры, возникающие при межкультурном общении. Данные особенности следует рассматривать в сопоставлении с теми или иными явлениями действительности, нашедшими отражение в языковых фактах и позволяющими показать особенности восприятия мира представителями разных культур.
В процессе изучения русского языка и ознакомления с русской культурой учащиеся должны постичь особенности видения мира носителями изучаемого языка.