XLIII Международная филологическая научная конференция

Формы объективации коллективного и индивидуального опыта в системе художественного дискурса

Людмила Александровна Черницкая
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия

198
2014-03-12
19:30 - 20:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе на материале литературы XVIII–XX веков рассматриваются формы, в которых выступает коллективный и индивидуальный гносеологический опыт в системе художественного дискурса. Его семантика касается эстетических и философских проблем феноменологии творческого духа. Анализируются образные и структурные особенности, определяемые данной семантикой, и выявляется их инвариантный и метатекстуальный характер, имеющий историческую протяжённость, корни чего можно обнаружить ещё в литературе средневековья.

Тезисы

В творческом процессе коллективное и индивидуальное начала неразрывно связаны, выступая как коллективный и индивидуальный гносеологический опыт. Коллективное выступает в виде объективных сложившихся в общественном сознании представлений о реальности, а индивидуальное – как обусловленное ими, но тем не менее противостоящее им в том или ином аспекте субъективное видение творца.  В системе художественного целого коллективный и индивидуальный опыт, который мы определяем как общепринятый и индивидуальный языки, формируют структурную основу метатекстуального характера, где они находятся в отношениях оппозиции. В зависимости от замысла автора она может быть либо имплицитной, т.е. только подразумеваемой, не выраженной в художественных образах, либо эксплицитной или объективированной, когда она становится объектом художественного изображения. Так, в поэтике Стерна, Л. Толстого, Марселя Пруста имеет место имплицитная оппозиция, выступающая как индивидуальный язык автора, который демонстрирует феноменологическую трактовку картины реальности как преломлённую сквозь призму субъективного восприятия персонажей. При объективированной оппозиции художественное воплощение имеют оба языка: общепринятый язык как выражение коллективного опыта чаще всего изображается в виде тех или иных стереотипологем: штампов, клише, общих мест, либо образов как символов сложившихся представлений; индивидуальный же язык выступает как оригинальный авторский стиль, разрушающий незыблемые устои общепринятого языка.  Противостояние этих языков как коллективного и индивидуального гносеологического опыта можно обнаружить в историческом процессе эволюции литературы от средневековья до модернизма. Есть определённые образные инварианты, характерные для общепринятого и индивидуального языков. Таков, например, образ дома как выражение коллективного начала, что в модернизме находит негативную трактовку, выступая как символ общего места.