Виктор Серж – литературный критик
Елизавета Александровна Легенькова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
215А
2014-03-14
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Наследие В. Сержа – литературного критика включает статьи, опубликованные в России и за рубежом, где он касается вопросов положения писателя в обществе и его отношения к идеологии.
Тезисы
Наследие
Виктора Сержа – литературного критика довольно многогранно. Оно включает
статьи, опубликованные им в России и за рубежом, в них В. Серж выступает в роли
«passeur », знакомя
русских читателей с современной французской литературой (например, с
сюрреалистами), а французскую публику – с советской литературой. Билингвизм
позволил ему одинаково хорошо ориентироваться в современных тенденциях обеих
литератур, даже несмотря на определенную ограниченность доступа к источникам. В
своих «французских» статьях он касается вопросов положения писателя в обществе,
пережившем революцию, и его отношения к идеологии. Особо В. Серж выделяет
вопрос о пролетарской культуре и пролетарских писателях, в решении которого он
опирается на книгу Л. Троцкого «Литература и революция» (1923).
Один из первых пропагандистов новой советской литературы на Западе, в начале 1920-х годов В. Серж в своих хрониках, публиковавшихся на страницах «Кларте», останавливается на творчестве Серапионовых братьев, Бориса Пильняка, Евгения Замятина, Лидии Сейфуллиной, Александра Серафимовича, Леонида Леонова, Мариэтты Шагинян и др. О многих из них он также пишет частным образом своим друзьям во Францию.
Переписка В. Сержа с Марселем Мартинэ (главным редактором «Юманитэ») содержит не только четкую и ясную оценку литературной ситуации в России в 20–30-е годы, но и позволяет проследить набиравшую силу тенденцию к тоталитарному управлению творчеством советских писателей.
Один из первых пропагандистов новой советской литературы на Западе, в начале 1920-х годов В. Серж в своих хрониках, публиковавшихся на страницах «Кларте», останавливается на творчестве Серапионовых братьев, Бориса Пильняка, Евгения Замятина, Лидии Сейфуллиной, Александра Серафимовича, Леонида Леонова, Мариэтты Шагинян и др. О многих из них он также пишет частным образом своим друзьям во Францию.
Переписка В. Сержа с Марселем Мартинэ (главным редактором «Юманитэ») содержит не только четкую и ясную оценку литературной ситуации в России в 20–30-е годы, но и позволяет проследить набиравшую силу тенденцию к тоталитарному управлению творчеством советских писателей.