XLIII Международная филологическая научная конференция

Виктор Серж – литературный критик

Елизавета Александровна Легенькова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

215А
2014-03-14
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Наследие В. Сержа – литературного критика включает статьи, опубликованные в России и за рубежом, где он касается вопросов положения писателя в обществе и его отношения к идеологии.

Тезисы

Наследие Виктора Сержа – литературного критика довольно многогранно. Оно включает статьи, опубликованные им в России и за рубежом, в них В. Серж выступает в роли «passeur », знакомя русских читателей с современной французской литературой (например, с сюрреалистами), а французскую публику – с советской литературой. Билингвизм позволил ему одинаково хорошо ориентироваться в современных тенденциях обеих литератур, даже несмотря на определенную ограниченность доступа к источникам. В своих «французских» статьях он касается вопросов положения писателя в обществе, пережившем революцию, и его отношения к идеологии. Особо В. Серж выделяет вопрос о пролетарской культуре и пролетарских писателях, в решении которого он опирается на книгу Л. Троцкого «Литература и революция» (1923).
Один из первых пропагандистов новой советской литературы на Западе, в начале 1920-х годов В. Серж в своих хрониках, публиковавшихся на страницах «Кларте», останавливается на творчестве Серапионовых братьев, Бориса Пильняка, Евгения Замятина, Лидии Сейфуллиной, Александра Серафимовича, Леонида Леонова, Мариэтты Шагинян  и др. О многих из них он также пишет частным образом своим друзьям во Францию.
Переписка В. Сержа с Марселем Мартинэ (главным редактором «Юманитэ») содержит не только четкую и ясную оценку литературной ситуации в России в 20–30-е годы, но и позволяет проследить набиравшую силу тенденцию к тоталитарному управлению творчеством советских писателей.