XLIII Международная филологическая научная конференция

Вопросы литературы на страницах журнала Бориса Суварина «Критик Сосиаль»

Татьяна Соломоновна Тайманова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

215А
2014-03-14
14:55 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

«Критик Сосиаль» – это «журнал книг и идей», одиннадцать номеров которого издавались Брисом Суварином с 1931 по 1934 гг. Среди авторов журнала были Ж. Батай, С. Вейль, М. Лейрис, Р. Кено и др. Рубрика о литературе дает, кроме всего прочего, исчерпывающий обзор советской литературы того времени. Кроме статей, написанных самим Суварином, здесь можно найти статьи П. Паскаля и В. Сержа

Тезисы

«Критик Сосиаль» – «журнал книг и идей», который издавался Б. Сувариным с 1931 по 1934 гг. Среди авторов журнала – С. Вейль, М. Лейрис, Р. Кено и др. При этом, весь состав сотрудников подобран лично Сувариным. В основном, это участники объединения «Cercle Communiste Démocratique», созданного в 1930 г. незадолго до основания журнала. В частности, значительная часть работы была возложена на К. Пеньо, которая публиковала свои критические обзоры под псевдонимом К. Аракс. Кроме того, в журнале в качестве литературных критиков активно сотрудничали Ж. Батай, П. Паскаль, Ж. Барон.
В журнале несколько рубрик, посвященных актуальным вопросам современности, в частности, рубрика «Литература». В ней даются обзоры книжных новинок, в основном вышедших во Франции, но написанных как французскими, так и зарубежными авторами. Освещаются также произведения эмигрантских авторов, посвященных русской литературе, в частности, нашумевшая книга Б. де Шлецера «Гоголь», рецензию на которую дал П. Паскаль. Поскольку Суварин является главным редактором, то его личный интерес концентрируется на русских и советских авторах. Стоит отметить статью самого Суварина (№3 октябрь 1931), вышедшую в связи с 10-летием со дня смерти А. Блока и посвященную его работе «Последние дни империалистического режима», опубликованной в издательстве «Галлимар». В этой статье Суварин подчеркивает документальный характер работы Блока, ее историческую ценность, солидаризуется с точкой зрения Блока на роль большевиков в падении царского режима. Нельзя не обратить внимание на чрезвычайно широкий охват рецензируемых литературных новинок. Интересна критическая статья сюрреалиста Ж. Барона на новый роман Э. Хемингуэя «И восходит солнце», где критик полемизирует с авторами левых изданий, обвиняющих Хемингуэя в отстраненности от социальных проблем.
Таким образом, журнал, несмотря на свою политическую направленность, проявлял очевидную широту взглядов.