XLIII Международная филологическая научная конференция

Представления о счастье в современной детской культуре (на материале устных рассказов)

Екатерина Евгеньевна Бычкова
Докладчик
соискатель
МБОУ "Гимназия № 71" Кемерово

213
2014-03-14
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад посвящен анализу примет, ритуализированных практик, связанных с представлениями о счастье и везении, бытующих преимущественно в среде детей младшего и среднего школьного возраста.

Тезисы

Анализ собранного материала показал, что счастье в восприятии информантов условно делится на две категории: т.н. счастье «врождённое», зависящее, прежде всего, от физиогномики: цвета глаз человека, размера его ушей, формы носа, наличия или отсутствия родимых пятен, меток на ногтях и т.д., а также  «приобретённое», – особое состояние, привлекаемое информантами путём совершения магических действий. В связи этим актуализируются ритуально-магические практики детей, способствующие «призыванию» счастья: ношение предметов, приносящих счастье (красная нитка на запястье, майка, надетая на левую сторону, счастливый пятак под пяткой и т.д.), поиск и поедание (вариант – засушивание, хранение) растений, приносящих счастье (четырёхлистный клевер, пятилистная сирень, летающая пушинка, лавровый лист, «попавшийся» в чашке с супом и т.д.), практики внесения в дом животных с магической окраской,  практики, связанные с магией цифр (символические «хватания» номеров машин, высчитывание «счастливых» билетов в общественном транспорте, игре «Когда моё счастье»), пересылкой т.н. «писем счастья» и т.д. Отдельное внимание уделяется ритуально-магическим действиям, связанным с «вызыванием» мифологических персонажей, приносящих счастье, распространённым в детской культуре и являющихся частью процесса осмысления детьми жизненных явлений, частью их собственного миромоделирования.