Представления о счастье в современной детской культуре (на материале устных рассказов)
Екатерина Евгеньевна Бычкова
Докладчик
соискатель
МБОУ "Гимназия № 71" Кемерово
МБОУ "Гимназия № 71" Кемерово
213
2014-03-14
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Данный доклад посвящен
анализу примет, ритуализированных практик, связанных с представлениями о
счастье и везении, бытующих преимущественно в среде детей младшего и среднего
школьного возраста.
Тезисы
Анализ собранного
материала показал, что счастье в восприятии информантов условно делится на две категории: т.н. счастье «врождённое»,
зависящее, прежде всего, от физиогномики: цвета глаз человека, размера его
ушей, формы носа, наличия или отсутствия родимых пятен, меток на ногтях и т.д.,
а также «приобретённое», – особое состояние, привлекаемое информантами
путём совершения магических действий. В связи этим актуализируются
ритуально-магические практики детей, способствующие «призыванию» счастья: ношение
предметов, приносящих счастье (красная нитка на запястье, майка, надетая на
левую сторону, счастливый пятак под пяткой и т.д.), поиск и поедание (вариант –
засушивание, хранение) растений, приносящих счастье (четырёхлистный клевер,
пятилистная сирень, летающая пушинка, лавровый лист, «попавшийся» в чашке с
супом и т.д.), практики внесения в дом животных с магической окраской, практики, связанные с магией цифр
(символические «хватания» номеров машин, высчитывание «счастливых» билетов в
общественном транспорте, игре «Когда моё счастье»), пересылкой т.н. «писем счастья»
и т.д. Отдельное
внимание уделяется ритуально-магическим действиям, связанным с «вызыванием»
мифологических персонажей, приносящих счастье, распространённым в детской
культуре и являющихся частью процесса осмысления детьми жизненных явлений,
частью их собственного миромоделирования.