Споры о memoria, или воскрешение Лазаря: Элизабет Ланггесер и Жан Кайроль
Наталия Александровна Бакши
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
198
2014-03-12
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассмотрена
важная для литературы после Второй мировой войны августиновская категория memoria и ее
отражение в романе Элизабет Ланггессер «Неизгладимая печать» и произведении
Жана Кайроля «Лазарь среди нас». Фигура воскресшего Лазаря, – «вспомнившего»
себя в христианской интерпретации и не способного забыть себя в
экзистенциальной интерпретации, – является
ключевой для обоих авторов и знаковой для послевоенной эпохи.
Тезисы
После
Второй мировой войны возникает большой интерес к Августину и его категории memoria – экзистенциальной памяти, заложенной в человеке,
памяти не только о Боге, но и о самом себе (В. Гофманн, Романо Гвардини). В
связи с утратой экзистенциальной основы у послевоенного человека возникает
потребность «вспомнить» свою истинную сущность.
Э.Ланггессер
в романе «Неизгладимая печать» (1946) предлагает вариант христианского
экзистенциализма. Ключевой фигурой здесь является фигура Лазаря, восставшего из
мертвых, или «вспомнившего» себя.
Память,
вызвавшая главного героя Лазаря Бельфонтена от смерти к жизни, обрекла
героя «лазарейской литературы» Жана
Кайроля («Лазарь среди нас», 1950), прошедшего концлагерь и не способного забыть этот смертельный опят, на
глубокое одиночество среди живых. Его воскрешение к жизни невозможно и
бесплодно.
Хотя Кайроль и Ланггессер вряд ли знали о
существовании друг друга, соотношение их текстов все
же представляется плодотворным из-за фигуры Лазаря и проблемы памяти, таящих в
себе, как очевидно, множество самых разнообразных импульсов для послевоенной
литературы и оказывающихся ключевыми в столкновении экзистенциализма с
христианским сознанием.