XLIII Международная филологическая научная конференция

Лексика мифологии албанцев Дэвола: материалы экспедиции 2013 г.

Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2014-03-13
15:40 - 16:05

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются материалы этнолингвистической экспедиции 2013 г. в краину Дэвол (Юго-Восточная Албания). Анализируется терминология сферы народной мифологии (демонологии).  Этнолингвистический материал был собран по различным мифологическим персонажам, по вере в колдунов, ведьм и проч. Наибольшее внимание уделяется персонажам - предсказателям судьбы ребенка. В ряде случаев приводится этимология бытующих терминов. В качестве выводов - в плане терминологии сферы мифологии обнаруживаются параллели с терминами в говоре албанцев Украины.


Тезисы

В августе 2013 г. была проведена третья по счету этнолингвистическая экспедиция в Юго-Восточную Албанию в составе: А.А. Новик, А.Н. Соболев, Д.С. Ермолин, М.С. Морозова, А.С. Дугушина. Основной точкой исследовательской работы стало село Зичишт (Ziçisht –i), находящееся в краине Дэвол. Главной темой работы с информантами у автора стала народная мифология (включая фиксацию терминологии, запись нарративов и др). Проводившаяся работа велась с учетом возможных параллелей мифологических сюжетов албанцев Дэвола с бытующими до настоящего времени рассказами о мифологических существах у албанцев Приазовья и Буджака. Полевая работа дала исключительно богатый материал. В плане сохранения представлений о демонах – предсказателях судьбы, в Зичиште был зафиксирован материал о речени́цах (pl. reçeníca –t) – лексема является явным славянским заимствованием в местном албанском говоре. Согласно народным представлениям в различных регионах Балкан (Греция, Болгария, Македония, Албания и др.) на третий день после рождения ребенка являются персонажи (их количество может варьироваться от одного до трех), которые определяют судьбу младенца. В Зичиште был записан материал о том, что на протяжении практически всего ХХ в. в дом к роженице приходили три реальные женщины, жительницы села, которые в ритуальной форме «писали» судьбу ребенка. Подобная традиция была прервана лишь в последние десятилетия ХХ. Также были зафиксированы многочисленные нарративы, связанные с верой в вампиров (информант Thanas Andoni, 1935 г.р.). Так, на памяти информанта утопленнице, покончившей жизнь на водяной мельнице, жители села вбивали в грудь осиновый кол – чтобы та не стала вампиром (яркий пример архаических балканских верований). Значительный этнолингвистический материал был собран по вере в колдунов, ведьм и проч. персонажей. В плане терминологии сферы мифологии (демонологии) обнаруживаются параллели с терминами в говоре албанцев Украины, анализ которых предполагается пред