Лингводидактическое описание учебника русского языка для иностранных учащихся 1–2 курсов
Марина Эдуардовна Парецкая
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
25
2014-03-15
15:55 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе дается
лингводидактическая характеристика учебника русского языка для иностранных
учащихся-нефилологов гуманитарного профиля 1–2 курсов, созданного на кафедре
РКИ ЮФУ. Определяется основная цель
учебника – совершенствование коммуникативной компетенции учащихся во всех видах
речевой деятельности, а также обучение русской интонации, лексике, словообразованию
и грамматике. Принцип представления грамматики – синтез структурно-семантического и
функционально-коммуникативного аспектов ее описания. Отмечается наличие заданий, разработанных с учетом современных
тестовых технологий.
Тезисы
1. Мотивом создания
нового учебника для иностранных учащихся-нефилологов гуманитарного профиля 1–2 курсов, а также для иностранцев, изучавших русский язык на родине и
готовящихся к поступлению в магистратуру или аспирантуру в российских вузах,
стала ощутимая необходимость модернизации текстового корпуса и систематизации
лексико-грамматического материала с целью повышения качества образовательного
процесса в иноязычной аудитории.
2. Задания учебника разработаны
как на базе традиционных методик преподавания РКИ, так и с учетом современных
тестовых технологий.
3. Основная цель
учебника – совершенствование коммуникативной компетенции учащихся во всех видах
речевой деятельности в общенаучной и социально-культурной сферах общения. На
основе заданий развиваются навыки восприятия на слух информации, необходимой
для адекватного речевого поведения в социуме. Тексты для чтения
(публицистические, художественные), аудиоматериалы и видеосюжеты объединяются
вокруг разговорной темы. Их тематическая актуальность вызывает у обучаемых
желание высказывать свое мнение по рассматриваемым проблемам, что способствует
развитию навыков монологической и диалогической речи. В учебнике предусмотрено
обучение деловому письму и созданию вторичных текстов научного стиля речи.
Также преследуется цель
обучения иностранных учащихся русской интонации, лексике, словообразованию, морфологии
и синтаксису на основе государственных образовательных программ и стандартов.
4. Главным принципом представления
грамматического материала является сочетание структурно-семантического и
функционально-коммуникативного аспектов его описания. Теоретические положения
сопровождаются системой тренировочных упражнений: от наблюдения за
использованием языковых единиц и их анализа через подстановку и трансформацию
до выхода в продуктивную речь. В каждом разделе учебника учащимся предлагается самостоятельная
работа.
5. Особое внимание в
учебнике уделяется изучению языковых средств и механизмов слово- и
формообразовании.