Опыт систематизации знаний в области инновационных технологий обучения русскому языку как иностранному
Леонид Викторович Московкин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2014-03-15
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе проводится систематизация знаний об инновационных технологиях обучения русскому языку как иностранному. Инновационное обучение рассматривается как непрямое обучение языку, обладающее своими специфическими особенностями. Это обучение языку в процессе выполнения какой-либо деятельности: исследовательской, игровой, учебно-профессиональной, экскурсионной и т.д. Автор выделяет ряд общих черт различных ариантов инновационного обучения русскому языку как иностранному.
Тезисы
1.
Основная особенность инновационных технологий обучения второму языку состоит в
том, что они обеспечивают овладения языком в процессе осуществления какой-либо
деятельности: исследовательской (проектные технологии), игровой (игровые
технологии), экскурсионной (музейные технологии), учебной и профессиональной
(проблемные технологии), режиссерской и актерской (театральные технологии) и
т.д.
Эта
особенность сближает указанные инновационные технологии с коммуникативными,
которые также предусматривают овладение русским языком в процессе деятельности
– коммуникативной деятельности (поведения) или общения. Можно считать, что
коммуникативное обучение по своей сути также инновационное. Впрочем, все
указанные выше технологии так или иначе связаны с общением.
Инновационные
технологии предлагают то же общение, только не на бытовые, а на более серьезные
темы.
2.
Инновационные технологии предусматривают непрямое обучение языку.
Некоторые
ученые полагают, что русский язык при этом усваивается непроизвольно, и не
предлагают каких-либо особых приемов работы над языком. Отсюда идея о том, что
не нужны языковые упражнения при коммуникативном обучении, в 1970-е годы об
этом писал Е. И. Пассов. Практика преподавания не подтвердила правильности этой
идеи. Современные концепции инновационных технологий обучения русскому языку
также часто не предлагают каких-либо особых приемов обучения языку. Это плохо.
3.
Обучения какой-либо деятельности на русском языке недостаточно для овладения
русским языком. Нужна дополнительная работа над языком. Прежде всего, работа
над лексикой и грамматикой, в некоторых случаях над произношением и письмом.
Какой должна быть система этой работы, до сих пор неясно. Но ясно, что нужны не
только коммуникативные упражнения, но и языковые.
4. Все инновационные технологии – это не технологии
формирования речевых умений, а технологии их развития. Чтобы их вводить в
процесс обучения, нужно иметь учеников, уже немного владеющих языком.