XLIII Международная филологическая научная конференция

Диалогическая модальность исповедального текста

Татьяна Владимировна Романова
Докладчик
профессор
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

195
2014-03-13
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается специфика коммуникации в исповедальном тексте, которая связана с категорией модальности как текстовой, жанрообразующей категорией. Категория текстовой модальности имеет диалогический характер, который раскрывается в отношении говорящего к чужому слову; в способности модальных средств к организации диалогических единств и включению диалога в повествование; во включённости адресата в исповедальный текст. Специфика проявления указанных параметров диалогической модальности в исповедальном тексте и будет рассмотрена в докладе.



Тезисы

1. В качестве текстовых источников была использована художественно-публицистическая проза  с коммуникативной интенцией исповеди. 2. Категория текстовой модальности имеет диалогический характер, что определяет специфику коммуникации в исповедальном тексте. Понятие  диалогической модальности введено в лингвистический обиход работами Н.Д. Арутюновой (1981), Т.Б. Алисовой (1971). 3. В узком смысле диалогическая модальность раскрывается в отношении говорящего к высказыванию собеседника. Иногда диалогическая квалификация модальности суживается до ответных реплик в диалогических единствах, т.е. рассматривается как способность модальных средств к организации диалогических единств и включению диалога в повествование. 4. Коммуникативное пространство исповеди организуется как особый тип внутренней речи – диалогизированное проговаривание. Одним из способов реализации стремления к устной форме повествования являются вопросно-ответные комплексы (ВОК), под которыми понимается расчлененное сложное структурно-семантическое единство, конструирующими элементами которого являются разнообразно выраженные вопрос и ответ. Причем ВОК используется здесь не только в функции имитации диалога, но и в функции постановки проблемы, и даже в функции дефиниции. При этом  вопросно-ответное построение не создает двухагентной ситуации, а  отражает стандартизированную диалектику обдумывания. 5. При более  широком понимании категории модальности  рассматривается  вопрос о наслаивании на диктум разных планов модальности. С этой точки зрения, диалогическая модальность интегрирует актуализацию, социальную семантику и метакатегориальные смыслы высказывания. 6. Степень диалогичности исповедального текста измеряется степенью включённости адресата в текст.