Сборные разновидности цикла ранних сказаний о чудесах св. Николая Мирликийского
Ирина Ивановна Макеева
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН
Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН
8-л
2014-03-13
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
состав сборных разновидностей раннего цикла сказаний, самоназвания
входящих в них чудес и самих разновидностей, редакции текстов и
особенности их структуры, а также поздние варианты-переделки произведений,
в которых обнаруживаются общие принципы переработки как на уровне языка, так и
на уровне текста, имеющие параллели в народной культуре (духовных стихах).
Тезисы
Цикл ранних сказаний
устанавливается на основе двух списков XII в. и XIII в. и включает 10
чудес. На основе порядка следования текстов, их состава и количества устанавливаются
разновидности цикла. Их выделено семь. Устойчивые разновидности, содержащие
одни и те же и следующие в одном порядке тексты, связаны с редакциями сказаний.
Сборные разновидности цикла (полная и краткая) содержат произвольное количество
текстов, извлеченных из разных источников и относящихся к разным редакциям. В
этом случае писцы демонстрировали наибольшую свободу как в отборе произведений,
так и в собственно языковых изменениях.
Как правило, в сборных разновидностях ранние чудеса следуют вперемешку с поздними, поэтому цикл не имеет самоназвания, которое есть в устойчивых разновидностях. Однако встречаются исключения, указывающие на генетическую связь сборной разновидности с другими. Варьируются также самоназвания самих сказаний.
Редко в сборную разновидность входят все 10 текстов, 9 или 8. Чаще прочих отсутствуют двойное чудо свв. Николая и Георгия и чудо о трех воеводах, реже – чудо о Петре. Иногда включается устойчивая разновидность – "Малое "Сказание чудес", содержащая два сказания – о Дмитрии и о попе Христофоре. Цикл может быть дублирующим, то есть одни и те же чудеса повторены дважды (Пог-772).
Поскольку тексты извлечены из разных источников, в одном списке оказываются сказания в разных редакциях. В Ег-1843 4 текста из 6 вошли в первой старопечатной редакции (по московскому изданию 1640 г.). В Унд-584 находится сокращенная редакция.
В текстах, восходящих к ранней или поздней редакции, а) варьируются отдельные слова и формы; б) то же самое сочетается с переделкой отдельных фрагментов; в) сохраняются в первоначальном виде лишь некоторые фрагменты при переделке большей части сказания. Обнаруживаются общие принципа переработки текстов, имеющие параллели в народной культуре (духовных стихах).
Как правило, в сборных разновидностях ранние чудеса следуют вперемешку с поздними, поэтому цикл не имеет самоназвания, которое есть в устойчивых разновидностях. Однако встречаются исключения, указывающие на генетическую связь сборной разновидности с другими. Варьируются также самоназвания самих сказаний.
Редко в сборную разновидность входят все 10 текстов, 9 или 8. Чаще прочих отсутствуют двойное чудо свв. Николая и Георгия и чудо о трех воеводах, реже – чудо о Петре. Иногда включается устойчивая разновидность – "Малое "Сказание чудес", содержащая два сказания – о Дмитрии и о попе Христофоре. Цикл может быть дублирующим, то есть одни и те же чудеса повторены дважды (Пог-772).
Поскольку тексты извлечены из разных источников, в одном списке оказываются сказания в разных редакциях. В Ег-1843 4 текста из 6 вошли в первой старопечатной редакции (по московскому изданию 1640 г.). В Унд-584 находится сокращенная редакция.
В текстах, восходящих к ранней или поздней редакции, а) варьируются отдельные слова и формы; б) то же самое сочетается с переделкой отдельных фрагментов; в) сохраняются в первоначальном виде лишь некоторые фрагменты при переделке большей части сказания. Обнаруживаются общие принципа переработки текстов, имеющие параллели в народной культуре (духовных стихах).