XLIII Международная филологическая научная конференция

К проблеме восприятия "сложного синтаксиса" современной русской художественной прозы в практике преподавания РКИ

Марина Григорьевна Мирошникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-03-13
17:45 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Изменения синтаксической организации современной русской художественной прозы вызывает трудности при восприятии текста студентами, изучающими РКИ. В докладе рассматриваются разновидности современных разговорных синтаксических построений и описываются механизмы адаптации подобных моделей к условиям художественного текста.



Тезисы

  1. Вопросам языковой «сложности» современных  художественных текстов в последние десятилетия. посвящены исследования многих русистов. Вслед за Т.Н. Марковой многие исследователи обращают внимание на тот факт, что современных писателей интересует больше не  та или иная идея художественного текста, а  эстетическая доминанта, которая «проявляется в особом внимании к языку, к тому, как, с помощью каких языковых средств выражена мысль» (Маркова Т.Н., 2002).
  2. Основной языковой особенностью современной художественной прозы является одновременное использование книжной лексики, просторечий, жаргона и даже фонетических искажений, ведущее  к смешению различных стилей. Наряду с лексикой следует отметить и различные синтаксические изменения текстов русских авторов конца 20 – начала 21 веков.
  3. Обращаясь к разговорным конструкциям современной прозы, традиционное внимание уделяется парцеллированным, эллиптическим и контаминированным структурам. Особого внимания заслуживает и повышение функции модальности, которая приводит к усложнению синтаксической организации художественного текста и увеличению информативного объёма предложения.
  4. В представленном докладе  предпринята попытка  описания основных механизмов адаптации моделей разговорного синтаксиса к условиям художественного текста.
  5. Изучение элементов  разговорного синтаксиса позволит студентам не только адекватно понимать художественный смысл изучаемого произведения, более правильно выбирать грамматические конструкции для оформления своего высказывания, но и совершенствовать навыки восприятия речи на уровне высказывания.
1. Маркова Т.Н. О некоторых аспектах динамики речевых форм в художественной прозе конца ХХ в.//Вестник Омского государственного университета. Омск, 2002, №8.С.126.