XLIII Международная филологическая научная конференция

«Синдром Стендаля» в литературе постмодерна

Нина Станиславна Бочкарева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет

190
2014-03-13
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается интерпретация «синдрома Стендаля» в литературе постмодерна в связи с актуализацией проблем воздействия и восприятия искусства. Материалом послужили произведения американца Чака Паланика «Дневник» (2003) и англичанина Джулиана Барнса «Нечего бояться» (2008).



Тезисы

В период постмодерна (вторая половина ХХ и начало ХХI в.) актуализировались проблемы воздействия и восприятия искусства, что нашло свое отражение в литературных теориях постструктурализма, рецептивной эстетики и новой герменевтики. С этим связан и особый интерес к интермедиальности, интерпретации одних искусств средствами других, проблемам репрезентации и экфрасиса. Новые теории возникают через переосмысление старых как результат эстетической полемики. «Синдром Стендаля» основан на дневниковых записях французского писателя и отражает романтические представления о воздействии искусства. Путешествие по Италии состоялось в 1811 г., первая редакция дневника появилась в 1817 г., но наибольшей популярностью пользуется редакция 1826 г. После утомительно путешествия и под влиянием восторженных ожиданий Анри Бейль (настоящее имя Стендаля) чуть не потерял сознание: «Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». При жизни автора дневник был опубликован в Лондоне на французском и английском языках. Несомненна его популярность в литературе как XIX, так и ХХ в. Разное переосмысление получает «синдром Стендаля» в начале XXI столетия в произведениях американца Чака Паланика «Дневник» (2003) и англичанина Джулиана Барнса «Нечего бояться» (2008). Общей является реакция постмодерна на романтические представления о природе искусства, а различия объясняются как жанровой природой произведений (антиутопический роман и автобиографическое эссе), так и творческой индивидуальностью писателей.