«Синдром Стендаля» в литературе постмодерна
Нина Станиславна Бочкарева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
190
2014-03-13
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается интерпретация «синдрома
Стендаля» в литературе постмодерна в связи с актуализацией проблем воздействия
и восприятия искусства. Материалом послужили произведения американца Чака
Паланика «Дневник» (2003) и англичанина Джулиана Барнса «Нечего бояться»
(2008).
Тезисы
В период постмодерна (вторая половина ХХ и начало ХХI в.)
актуализировались проблемы воздействия и восприятия искусства, что нашло свое
отражение в литературных теориях постструктурализма, рецептивной эстетики и
новой герменевтики. С этим связан и особый интерес к интермедиальности,
интерпретации одних искусств средствами других, проблемам репрезентации и
экфрасиса. Новые теории возникают через переосмысление старых как результат
эстетической полемики.
«Синдром Стендаля» основан на дневниковых записях
французского писателя и отражает романтические представления о воздействии
искусства. Путешествие по Италии состоялось в 1811 г., первая редакция
дневника появилась в 1817 г.,
но наибольшей популярностью пользуется редакция 1826 г. После утомительно
путешествия и под влиянием восторженных ожиданий Анри Бейль (настоящее имя
Стендаля) чуть не потерял сознание: «Я достиг уже той степени душевного
напряжения, когда вызываемые искусством небесные
ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал
сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом: жизненные силы во
мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». При жизни автора дневник был
опубликован в Лондоне на французском и английском языках. Несомненна его
популярность в литературе как XIX,
так и ХХ в.
Разное переосмысление получает «синдром Стендаля» в начале XXI столетия в произведениях американца Чака Паланика «Дневник» (2003) и
англичанина Джулиана Барнса «Нечего бояться» (2008). Общей является реакция
постмодерна на романтические представления о природе искусства, а различия
объясняются как жанровой природой произведений (антиутопический роман и
автобиографическое эссе), так и творческой индивидуальностью писателей.