XLIII Международная филологическая научная конференция

Постмодернистская апология утопии в романе К. Крахта «1979»

Галина Григорьевна Ишимбаева
Докладчик
профессор
Башкирский государственный университет

190
2014-03-15
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Постмодернистское мировоззрение и постмодернистская литература неизбежно утопичны. Создавая симулякры, писатель-постмодернист, действительно, становится творцом утопической реальности Слова. И Кристиан Крахт, современный немецкий писатель, в этом смысле не исключение: в его романе «1979» сконструирована подобная лингвистическая утопия, которая, однако, вступает в непростые отношения с миром реальности и оборачивается жанром антиутопии.



Тезисы

К. Крахт считает, что именно в 1979 г. произошел подточивший основы бытия сдвиг, вызвавший радикальные перемены в парадигме духовного развития человечества. Горькая ирония заключается в том, что старый и новый порядки, по мнению писателя, на поверку мало чем отличаются: 1) в обоих торжествует утопическое сознание, которое конструирует мир в соответствии с идеальными представлениями; 2) оба сталкиваются с тем, что стремление переделать жизнь ведет к тоталитаризму, объективно провоцируя гибель личности. Действие романа «1979» подчинено жесткому хронотопу: начале года анонимный герой вместе с другом Кристофером приезжает в революционный Тегеран с его диктаторским и деспотическим пафосом насильственного дарования счастья «исламской республики», в конце года ожидает неминуемой смерти в китайском исправительно-трудовом лагере. С первых страниц книги его история наполняется универсальным смыслом за счет включения в романное пространство рассказов о некоторых масштабных и серьезных попытках переделки жизни в соответствии с представлениями о должном, начиная с эпохи Средних веков и заканчивая современностью. Ключ к дешифровке главной идеи дается в конце первой части романа, где в роли «сюжетодвигателя» оказывается книга К. Мангейма «Идеология и утопия». Крахт пересматривает заданную в ней оппозицию, ведя речь об утопии, порожденной идеологией и превращающейся в антиутопию. Собственно этому посвящена вторая часть романа, начинающаяся с искусов героя буддистской и христианской утопиями, в рамках которых рассказчик, как он уверен, обретает свободу. Иллюзорность этой свободы обнаруживается в китайском исправительно-трудовом лагере № 117. Последние, «китайские», главы романа являются кульминационными, здесь до предела концентрируется изображение его главной проблематики: утопия персонального религиозного самосовершенствования, используемая в своих целях анархистами всех времен и народов, терпит крах и ставит человека на грань физической гибели и личностного распада.