Между астрономией и сновидением: барон Карл дю Прель
Ольга Юрьевна Славина
Докладчик
доцент
Гамбургский университет
Гамбургский университет
кинозал
2014-03-15
15:00 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Сообщение посвящено исследованиям по управлению
временем немецкого философа-мистика Карла Дю Преля (1839–1899), который механизмы
овладения временем искал в сновидениях и в астрономии.
Тезисы
Среди первых идей молодого немецкого
кинематографа была идея экранизации немецкоязычного романа «Крест над
глетчером» (1880), текст которого соответствовал представлением времени о
киносценарии. Вполне забытый сегодня роман вскоре по написании был переведен на
шесть европейских языков и снискал редкую популярность в Европе конца
девятнадцатого столетия. Его автором был барон Карл Дю Прель, вошедший, однако,
в литературно-художественный текст рубежа веков в качестве философа-мистика. «Онейрокритикон» (1875), докторская работа
Дю Преля о сновидениях, стала основой для монографии «Философия мистики» (1885).
«Философия мистики» включала в себя семь глав, каждая из которых так или иначе была
связана со сном. Открытием считалось создание новой концепции времени, с
помощью которой описывалась природа сна. Флоренский в рассуждениях об исследовании
времени (1929) признал первый шаг за Дю
Прелем, введшим понятие времени мгновенного. Метафизическая конструкция Дю Преля
нуждалась в физической ясности. Для лабораторного создания мгновенности и одновременности
Дю Прелю была необходима оптика, в качестве которой рассматривалось сновидение
(естественное или медиумическое), а для описания и изучения – наука астрономия. Роман в русском издании был назван гипнотическо-спиритическим. Несущий
конструкт его – глетчер; это и зафиксированное/замороженное трансцендентальное время,
и оптический прибор для наблюдения за временем. Метасюжет романа Дю Преля можно
определить библиографией по исследованиям сна, метапространство романа представлено
через вид – вИдение или видЕние, производителями которого
служат художник, сомнамбулы и медиумы. Вид является и основным дискурсом
текста романа, что позволяет текст десятилетия спустя прочитать как сценарий, а дискурс
довести до замечания Тынянова о возникновении кино из выделенного фотографического вида (1927).