XLIII Международная филологическая научная конференция

Между астрономией и сновидением: барон Карл дю Прель

Ольга Юрьевна Славина
Докладчик
доцент
Гамбургский университет

кинозал
2014-03-15
15:00 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Сообщение посвящено исследованиям по управлению временем немецкого философа-мистика Карла Дю Преля (1839–1899), который механизмы овладения временем искал в сновидениях и в астрономии. 

Тезисы

Среди первых идей молодого немецкого кинематографа была идея экранизации немецкоязычного романа «Крест над глетчером» (1880), текст которого соответствовал представлением времени о киносценарии. Вполне забытый сегодня роман вскоре по написании был переведен на шесть европейских языков и снискал редкую популярность в Европе конца девятнадцатого столетия. Его автором был барон Карл Дю Прель, вошедший, однако, в литературно-художественный текст рубежа веков в качестве философа-мистика. «Онейрокритикон» (1875), докторская работа Дю Преля о сновидениях, стала основой для монографии «Философия мистики» (1885). «Философия мистики» включала в себя семь глав, каждая из которых так или иначе была связана со сном. Открытием считалось создание новой концепции времени, с помощью которой описывалась природа сна. Флоренский в рассуждениях об исследовании времени (1929) признал первый шаг  за Дю Прелем, введшим понятие времени мгновенного. Метафизическая конструкция Дю Преля нуждалась в физической ясности. Для лабораторного создания мгновенности и одновременности Дю Прелю была необходима оптика, в качестве которой рассматривалось сновидение (естественное или медиумическое), а для описания и изучения – наука астрономия. Роман в русском издании был назван гипнотическо-спиритическим. Несущий конструкт его – глетчер; это и зафиксированное/замороженное трансцендентальное время, и оптический прибор для наблюдения за временем. Метасюжет романа Дю Преля можно определить библиографией по исследованиям сна, метапространство романа представлено через вид – вИдение или видЕние, производителями которого служат художник, сомнамбулы и медиумы. Вид является и основным дискурсом текста романа, что позволяет текст десятилетия спустя прочитать как сценарий, а дискурс довести до замечания Тынянова о возникновении кино из выделенного фотографического вида (1927).