Тестирование устной речи в системе ТРКИ: возможности совершенствования
Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2014-03-15
12:10 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблеме совершенствования формата,
содержания и процедуры проведения теста по говорению в системе ТРКИ.
Обосновываются причины приведения данного субтеста в соответствие с тестом по
говорению, разработанным в Кембриджском университете и принятом Ассоциацией
лингвистических тесторов Европы: сложность выполнения заданий условно-речевого
блока, необходимость сокращения времени проведения теста. Предлагается новая
версия теста, основанная на результатах сравнительного анализа тестов ТРКИ и
зарубежных систем тестирования.
Тезисы
Говорение является одним из самых интересных и показательных при измерении уровня
коммуникативной компетенции аспектом речевой деятельности. И именно говорение
заслуживает особого внимания с точки зрения оценивания соответствия данного
теста российской системы тестам по устной речи в системах тестирования стран,
входящих в АЛТЕ. Стоит сравнить форматы тестов, процедуры проведения, системы
оценивания речевого продукта.
Прежде всего, сравнивая тесты по говорению, мы
видим большую разницу во времени проведения данного субтеста. Например, тест по
говорению II уровня в системе ТРКИ проходит 45 минут, в системе тестирования Cambridge English – 14
минут.
Критерий экономичности лежит в основе идеи о
сокращении времени, отводимого на проведение теста по говорению, и,
следовательно, о пересмотре структуры теста по русскому языку.
Субтест «Говорение» должен отвечать критериям
валидности, надежности и экономичности. Первый из названных критериев
заставляет задуматься над возможностью изменения формата тестовых заданий
первого блока – «условно-речевых», где в первую очередь проверяется
лингвистическая компетенция кандидатов, а очень строгая заданность параметров
ситуации вызывает трудности
психологического характера при выполнении заданий.
Отдельным вопросом при сравнении тестов по говорению в разных системах является парное тестирование. Оно имеет ряд преимуществ, но вызывает и некоторые сомнения в соблюдении третьего правила тестирования – соответствия критерию надежности.
Особого рассмотрения требуют вопросы, связанные с оцениванием результатов тестирования устной речи. Заметим, что определенная размытость критериев оценивания и недостаточная четкость в описании параметров существует во всех системах тестирования. Это объясняется огромной сложностью и нерешенностью до конца этого вопроса на данном этапе.
Отдельным вопросом при сравнении тестов по говорению в разных системах является парное тестирование. Оно имеет ряд преимуществ, но вызывает и некоторые сомнения в соблюдении третьего правила тестирования – соответствия критерию надежности.
Особого рассмотрения требуют вопросы, связанные с оцениванием результатов тестирования устной речи. Заметим, что определенная размытость критериев оценивания и недостаточная четкость в описании параметров существует во всех системах тестирования. Это объясняется огромной сложностью и нерешенностью до конца этого вопроса на данном этапе.