Роль памяти в эссеистике Э.М.Форстера
Мария Георгиевна Соколовская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
191
2014-03-15
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается роль памяти в проблематике и поэтике эссе Эдварда Моргана
Форстера (1879–1970). В качестве материала привлекаются эссе, посвященные
вопросам литературы, искусства и культуры, а также эссе на исторические темы.
Тезисы
В отношении эссе обращение к категории памяти оправдано самими свойствами
этого жанра – такими, как постоянное присутствие личности автора,
соотнесенность с настоящим моментом, ассоциативность мышления, диалогичность.
Форстер понимает искусство и, шире, культуру как процесс общения между людьми,
целыми народами, разными эпохами. В эссе на исторические темы далекие по
времени события предстают как часть «незавершенного настоящего» личного опыта
писателя. Представляя знакомых персонажей и известные события с
неожиданной точки зрения, автор заставляет читателя сопоставлять новое
восприятие с прежним, и этот творческий процесс становится частью эссе.
«Бергсонианское» отношение к памяти находит отражение и в стиле
произведений Форстера – в частности, в «ритме», который писатель определяет как
«повторение плюс вариация». Повторяющиеся образы, фразы, обрывки фраз переходят
из контекста в контекст, принося с собой прежние ассоциации и приобретая новые;
меняются сами и меняют свое окружение. Прошлый эмоциональный опыт
"припоминается" на уровне подсознания и включается в настоящий. В книге «Александрия: история и
путеводитель» (1922) события, разделенные во времени, воспринимаются
одновременно, повторяясь в разных контекстах-маршрутах и обрастая неожиданными
ассоциациями. Пространство и время словно обмениваются свойствами: пространство
Александрии впитало в себя ее историю, а по времени можно путешествовать. Сама
структура книг александрийского цикла, объединенных повторами и лейтмотивами,
подчинена идее памяти, «вечного возвращения».