XLIII Международная филологическая научная конференция

Механизмы памяти в измененном состоянии сознания (на материале современных поэтических текстов)

Надежда Черных
Докладчик
библиотека им. А. Ахматовой

1000
2014-03-14
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В тезисах рассмотрены механизмы памяти в измененном состоянии сознания (ИСС), связанные с тем, как формируется запоминание поэтического текста, как он хранится в памяти и как извлекается. Память об ИСС может проявлять себя амбивалентно – двумя противоположными способами (плюс третий, сочетающий в себе первые два): 1) предельно точное мысленное воспроизведение ситуации создания стихотворения и 2) практически полное стирание из памяти ситуации ИСС.

Тезисы

При запоминании поэтического текста могут использоваться альтернативные  стратегии, связанные с использованием различных ресурсов мозга и сознания. Во-первых, запоминание может осуществляться посредством так называемого «зазубривания» – многократного бессмысленного повторения; во-вторых – вдумчивого заучивания  (вовлекающего в работу преимущественно рациональное сознание, аналитические способности, разлагающие стихотворение на части – такое запоминание отражается в актерской традиции чтения стихов, акцентирующей синтаксическое членение предложения и игнорирующей ритм). Во-третьих, текст может запоминаться целостным гештальтом, без направленного целевого усилия и без многократного перечитывания (такой способ запоминания охватывает глубинные слои психики, оказывающиеся доступными в ИСС). Механизмы памяти в измененном состоянии сознания (далее – ИСС) связаны с тем, как формируется запоминание поэтического текста, как он хранится в памяти и как извлекается. Очевидно, что память в ИСС ведет себя иначе, чем в обычном состоянии сознания, и сам процесс запоминания связан не с логическим освоением информации, а с целостным ее восприятием, идущим в обход рационального сознания. Текст просто «отпечатывается» в сознании, становясь его частью. Можно предположить, что стихотворение хранится в сознании целостным «сгустком» и, выводя в сферу осознавания, извлекая, одну его часть, моментально обретаешь его целиком. Функционирование памяти в рамках ИСС особенно показательно, если рассматривать процесс создания поэтом стихотворения и воспоминание об этом. Привлечение данных анкетирования (было опрошено 37 поэтов) позволяет сделать вывод о том, что память об ИСС ведет себя двумя противоположными способами плюс третий, сочетающий в себе первые два.