Механизмы памяти в измененном состоянии сознания (на материале современных поэтических текстов)
Надежда Черных
Докладчик
библиотека им. А. Ахматовой
1000
2014-03-14
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В тезисах рассмотрены механизмы
памяти в измененном состоянии сознания (ИСС), связанные с тем, как формируется
запоминание поэтического текста, как он хранится в памяти и как извлекается. Память
об ИСС может проявлять себя амбивалентно – двумя противоположными способами (плюс
третий, сочетающий в себе первые два): 1) предельно точное мысленное
воспроизведение ситуации создания стихотворения и 2) практически полное
стирание из памяти ситуации ИСС.
Тезисы
При
запоминании поэтического текста могут использоваться альтернативные стратегии, связанные с использованием
различных ресурсов мозга и сознания. Во-первых, запоминание может осуществляться
посредством так называемого «зазубривания» – многократного бессмысленного
повторения; во-вторых – вдумчивого заучивания
(вовлекающего в работу преимущественно рациональное сознание,
аналитические способности, разлагающие стихотворение на части – такое
запоминание отражается в актерской традиции чтения стихов, акцентирующей
синтаксическое членение предложения и игнорирующей ритм). Во-третьих, текст
может запоминаться целостным гештальтом, без направленного целевого усилия и
без многократного перечитывания (такой способ запоминания охватывает глубинные
слои психики, оказывающиеся доступными в ИСС).
Механизмы
памяти в измененном состоянии сознания (далее – ИСС) связаны с тем, как
формируется запоминание поэтического текста, как он хранится в памяти и как
извлекается. Очевидно, что память в ИСС ведет себя иначе, чем в обычном
состоянии сознания, и сам процесс запоминания связан не с логическим освоением
информации, а с целостным ее восприятием, идущим в обход рационального
сознания. Текст просто «отпечатывается» в сознании, становясь его частью. Можно предположить, что стихотворение
хранится в сознании целостным «сгустком» и, выводя в сферу осознавания,
извлекая, одну его часть, моментально обретаешь его целиком. Функционирование
памяти в рамках ИСС особенно показательно, если рассматривать процесс создания
поэтом стихотворения и воспоминание об этом. Привлечение данных анкетирования
(было опрошено 37 поэтов) позволяет сделать вывод о том, что память об ИСС
ведет себя двумя противоположными способами плюс третий, сочетающий в себе
первые два.