XLIII Международная филологическая научная конференция

Особенности скрытой эгореферентности в научной коммуникации

Наталия Семеновна Супоницкая
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2014-03-13
11:25 - 11:50

Ключевые слова, аннотация

В сфере научной коммуникации на базе старого знания создается и обосновывается новое знание, которое эксплицируется в разных типах научных текстов. Научный текст характеризуется не только общетекстовыми категориями цельности и связности, но и особенными признаками, отражающими специфику общения в науке. Наиболее спорным и неоднозначным является характеристика научного общения и научных текстов как бессубъектных. Автор формально может быть не представлен в тексте, но имплицитно присутствовать в семантике весьма многих лексических единиц и грамматических конструкций.



Тезисы

В сфере научной коммуникации на базе старого знания создается и обосновывается новое знание, которое эксплицируется в разных типах научных текстов. Научный текст характеризуется не только общетекстовыми категориями цельности и связности, но и особенными признаками, отражающими специфику общения в науке. Научный текст принято воспринимать как совокупность смысловой и грамматической структур текста, подчиненных социально-культурным, когнитивным и речеязыковым стандартам. Бессубъектность выделяется как одно из основных свойств, которое определяет языковые особенности научной коммуникации. Вместе с тем нельзя полностью отрицать присутствие автора в научном тексте. В семантике модальных, эмоционально-оценочных, связующих и др. лексем, а также грамматических структур содержится косвенная отсылка к автору научного текста. Рефлексивное начало научного познания может быть выражено в психологической установке субъекта на конкретную проблему, его попытке донести новое знание до читателя через смысловое акцентирование элементов сообщения.  Такие контексты создают особые условия для проявления индивидуального и субъективного компонента в текстовой деятельности. Категория бессубъектности становится лишь отражением формы, а не содержания научного текста. Имплицитно-авторизованные языковые единицы создают цельный имплицитный план эгореференции текста в научной коммуникации.