Дух и душа как символы целостного миробытия
Евгений Николаевич Руднев
Докладчик
доцент
Липецкий институт управления
Липецкий институт управления
195
2014-03-15
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
In this article authors
analyze lexemes spirit and soul as key symbols of the Russian culture,
reflecting integrity of complete life. On a material of lexicographic sources during
the conceptual analysis the mental sense of these key concepts comes to light,
the spirit/soul philosophy as double of complete life is opened: pagan and
Christian. In the light of it the vector of development of consciousness is
built, striking traits of self-determination of the Russian person in the world
are designated.
Тезисы
1. Слова душа и дух, имеют общий этимон - сам процесс дыхания. Глагол дыхати – доминантный смыслопорождающий
компонент гнезда – вербализует реально существующее действие, сакральное
действие, обеспечивающее и символизирующее самую жизнь. По Далю: «пить легкими
воздухъ, вбирать и выпускать воздухъ». Сема «вода» глагола пить отражает переплетение стихий в выражении идеи жизни. Лексема воздух ассоциативно связана с сочет. живая вода и мертвая вода.
2. Изначально
«воздух», одна из первостихий в мифологии, воспринимался как среда обитания
духов. Символически это и пространство, в котором обитают духи, и небосвод, дом
для всего сущего.
3. Единство лексем
душа и дух со словами воздух, вздох, дышать определяется этимологич. родством, отсюда и синкрета
физических и сакральных смыслов. Дыхание, признак жизни, возведенное в ранг
священного таинства, трансформируется в nomen дух.
Сама первостихия воздух становится онтологической основой возникновения
качественно нового восприятия человеком окружающей действительности. Мир начинает
осознаваться через духовную связь «духа/души» с окружающими явлениями.
4. Исторически
сложилось, что эти слова образуют не столько семантич., сколько мировоззренч.
иерархию, основой которой являлась целостность восприятия и понимания
окружающей природы носителем русского языка. Древние наши предки воспринимали мир
синтетически, во всем бытовом (вещном) они видели символич. порождение и
продолжение бытийного (вечного). У Срезневского дух – это «дуновение, ветер», по архаич. представлениям,
связывающим человека со стихиями.
5. Сравнит. данные
с лат. и гр. показывают направленность
на сакральные идеалы русской ментальности, для которой не познание своего «эго»
является высшей ценностью, а ощущение и понимание Духа Божия. Это обусловлено
христианскими традициями, сохраняющими представления о производности
материального мира от духовного.