"Книга о Володе (художнике В. А. Свитальском)" М. М. Мелентьева (1938): новые эпистолярные источники к биографическому комментарию
Александр Генрихович Тимофеев
Докладчик
сотрудник
Издательский дом "Мiръ"
Издательский дом "Мiръ"
15-п
2014-03-13
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад построен на материале неизвестных писем М. М. Мелентьева (1882–1967) и В. А. Свитальского (1904–1937) к М. А. Кузмину (1872–1936) из фонда последнего в ЦГАЛИ СПб. и не вводившихся в оборот писем В. А. Свитальского к М. М. Мелентьеву из частного собрания. Выясняется психологический фон и биографическая подоплека некоторых отношений и событий, описанных в "Книге о Володе" – редкостном прозаическом памятнике задуманного и декларированного М. А. Кузминым эмоционализма. Представленная информация дополняет обстоятельный комментарий Г. Г. Мартынова в издании 2004 г.
Тезисы
1. До выхода из печати двух изданий "Книги о Володе (художнике В. А. Свитальском)" (далее: КВ) М. М. Мелентьева (1-е, сокр.: СПб., 2001 / предисл. Е. А. Вилька; 2-е: СПб., 2004 / предисл., подгот. текста и коммент. Г. Г. Мартынова; под общей ред. А. Г. Тимофеева) о личности художника В. А. Свитальского – талантливого иллюстратора, в частности, ряда пушкинских изданий в 1930-е гг. было известно разве что из 6-ти строчек каталога-справочника "А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации" (М., 1987).
2. Появление КВ – сочинения, основанного на личных воспоминаниях, дневниках и частных переписках, в котором авторское изложение проходит испытание личными чувствами и претворяется в художественную эмоциональность, – поставило вопрос о литературно-биографическом происхождении художественного метода М. Мелентьева, поскольку в тексте КВ автор несколько раз поведал о собственных и В. Свитальского встречах с М. А. Кузминым и обоюдном интересе к его творчеству. Кузмин, как известно, был автором нового принципа в искусстве: писать, следуя любви и переходя от частного к общему, не о типе, а о конкретной личности, – который был закреплен в сформулированной им "Декларации эмоционализма" (публ. 1923) и статье "Эмоциональность как основной элемент искусства" (публ. 1924).
3. Именно к периоду 1920–1922 гг. относятся личные и письменные контакты Мелентьева, Свитальского и Кузмина, которые могут быть дополнены неизвестным письмом Мелентьева к Кузмину из фондов ЦГАЛИ СПб. Письмо Свитальского к Кузмину относится к эпизоду подготовки приезда в Ленинград в 1934 г. в связи со смертью отца. В письмах юноши Свитальского к Мелентьеву обнаруживается интерес к сочинениям Кузмина и открывается психологическое состояние пишущего, его порывистость и неуравновешенность. Все эти моменты и обстоятельства с очевидностью демонстрируют психологические предпосылки создания опыта эмоционалистской прозы, каким является КВ, – вне зависимости от того, играла теория Кузмина в этом роль или почти нет.
.
2. Появление КВ – сочинения, основанного на личных воспоминаниях, дневниках и частных переписках, в котором авторское изложение проходит испытание личными чувствами и претворяется в художественную эмоциональность, – поставило вопрос о литературно-биографическом происхождении художественного метода М. Мелентьева, поскольку в тексте КВ автор несколько раз поведал о собственных и В. Свитальского встречах с М. А. Кузминым и обоюдном интересе к его творчеству. Кузмин, как известно, был автором нового принципа в искусстве: писать, следуя любви и переходя от частного к общему, не о типе, а о конкретной личности, – который был закреплен в сформулированной им "Декларации эмоционализма" (публ. 1923) и статье "Эмоциональность как основной элемент искусства" (публ. 1924).
3. Именно к периоду 1920–1922 гг. относятся личные и письменные контакты Мелентьева, Свитальского и Кузмина, которые могут быть дополнены неизвестным письмом Мелентьева к Кузмину из фондов ЦГАЛИ СПб. Письмо Свитальского к Кузмину относится к эпизоду подготовки приезда в Ленинград в 1934 г. в связи со смертью отца. В письмах юноши Свитальского к Мелентьеву обнаруживается интерес к сочинениям Кузмина и открывается психологическое состояние пишущего, его порывистость и неуравновешенность. Все эти моменты и обстоятельства с очевидностью демонстрируют психологические предпосылки создания опыта эмоционалистской прозы, каким является КВ, – вне зависимости от того, играла теория Кузмина в этом роль или почти нет.
.