Слово и музыка: о стихе романсов А. Н. Апухтина
Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
15-о
2014-03-14
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию поэтики стихотворений А. Н.
Апухтина, ставших предметом музыкальной интерпретации композиторов. Показано,
что произведения, положенные на музыку, характеризуются единством на уровне
темы, сюжета, образной системы, стиля и соответствуют канонам жанра
литературного романса. В то же время они обнаруживают яркое экспериментальное
начало поэтического творчества Апухтина, которое наиболее отчетливо проявилось
в исключительном разнообразии строфических моделей романсов.
Тезисы
Доклад посвящен описанию поэтики стихотворений А. Н.
Апухтина, ставших предметом музыкальной интерпретации композиторов. Произведения,
положенные на музыку, характеризуются единством на уровне темы, сюжета,
образной системы, стиля и соответствуют канонам жанра романса: в них
преобладает любовная тематика; герои лишены индивидуальных черт; хронотоп условен.
Романсы ограничены и в разнообразии сюжетов. Так, среди романсов о любви можно
выделить лишь 5 сюжетно-тематических групп, в которых центральными,
сюжетообразующими мотивами являются: 1) счастье взаимной любви; 2) страдание,
вызванное воспоминаниями о потерянной любви; 3) страдание, вызванное
невозможностью преодолеть роковую страсть; 4) надежда на начало/возрождение
любовных отношений; 5) желание отомстить за несчастную любовь.
Шаблонность на уровнях темы, сюжета, образной системы, стиля
в романсах Апухтина компенсируется разнообразием на других уровнях композиции.
Основными способами варьирования текстов на сходную тему выступают: изменение
речевой композиции (смена субъекта речи); изменение времени повествования и/или
событийного времени; исключение/введение, редукция/амплификация отдельных
звеньев сюжета; изменение композиции стиха.
Наиболее ярко экспериментальное начало романсов Апухтина
проявляется на уровне стиха. Метрико-строфический репертуар поэта
характеризуется большим разнообразием: на каждую строфическую модель приходится
всего 2,2 произведения. В контексте творчества Апухтина романсы занимают
особое место. В них господствуют усложненные урегулированные формы: тождественные
строфы и строфы сквозной рифмовки, использованные в сочетании с разностопными
размерами (в том числе, 3-сложными). На каждую модель в романсах приходится
всего 1,5 произведения, причем в группах текстов, объединенных общей темой и сюжетом,
это число еще меньше – от 1 до 1,3. Иными словами, тексты, близкие по тематике,
Апухтин расподобляет на уровне стиха,
каждый раз находя новый, неповторимый ритмический рисунок.