XLIII Международная филологическая научная конференция

Дурные бесконечности «мира мертвых и проклятых» (по роману Флэнна О’Брайена «Третий полицейский»)

Татьяна Борисовна Бонч-Осмоловская
Докладчик
доцент
Российский новый университет

190
2014-03-14
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Рассмотрены концепции повторений, производящих квази-бесконечные последовательности в романе Флэнна О’Брайена «Третий полицейский». Посредством этих повторов с изменениями, возникающих на различных уровнях текста, автор ведет читателя к пониманию мира романа: ‘the world of the dead – and the damned’ (мира мертвых и проклятых, The Third Policeman. Normal, IL: Dalkey Archive, 1999, 405). Из подобия, цикличности и минимальных вариаций временной и пространственной структуры мира «Третьего полицейского» следует адекватность его описания фрактальной моделью или моделью странного аттрактора.

Тезисы

Совершив убийство, главный герой после незамеченной им самим гибели закономерно попадает в ад, причем в ад тщательно сконструированный, пейзаж которого практически неотличим от обыкновенного пейзажа, и населенный персонажами, практически неотличимыми от обыкновенных людей. В этом мире наблюдатель сталкивается с пространственными, размерными, временными нарушениями, утратой имени и памяти, парадоксами жизни-в-смерти и смерти-в-смерти. В размышлениях о сходимости и существовании предела иллюзорных рядов персонаж обретает иллюзию абсолюта, только чтобы испытать горечь его абсолютной утраты. А основным методом мучения персонажа в этом персональном аду является умножение предметов и явлений с вариациями и совпадениями – концепция невыносимой, гегелевской «дурной бесконечности». Повторения развиваются от простого удвоения в подобия, отражения, квази-бесконечные ряды невозможных объектов, в бифуркации персонажа, встречающего разновидности собственной сущности, в бесконечно вложенные души внутри иллюзорного тела, в цикличность смерти, и наконец к повторению завязки романа как началу очередного цикла тех же невыносимых событий, страшных, навязчивых и привлекательных как бездна.