Дурные бесконечности «мира мертвых и проклятых» (по роману Флэнна О’Брайена «Третий полицейский»)
Татьяна Борисовна Бонч-Осмоловская
Докладчик
доцент
Российский новый университет
Российский новый университет
190
2014-03-14
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Рассмотрены концепции повторений, производящих квази-бесконечные последовательности в романе Флэнна О’Брайена «Третий
полицейский». Посредством этих повторов с изменениями, возникающих на различных
уровнях текста, автор ведет читателя к пониманию мира романа: ‘the world of the dead – and the damned’ (мира
мертвых и проклятых, The Third Policeman. Normal, IL: Dalkey Archive, 1999, 405). Из подобия, цикличности и минимальных вариаций временной и пространственной структуры мира «Третьего
полицейского» следует адекватность его описания
фрактальной моделью или моделью странного аттрактора.
Тезисы
Совершив убийство, главный герой
после незамеченной им самим гибели закономерно попадает в ад, причем в ад тщательно
сконструированный, пейзаж которого практически неотличим от обыкновенного
пейзажа, и населенный персонажами, практически неотличимыми от обыкновенных
людей. В этом мире наблюдатель сталкивается с пространственными, размерными,
временными нарушениями, утратой имени и памяти, парадоксами жизни-в-смерти и
смерти-в-смерти. В размышлениях о сходимости и существовании предела иллюзорных
рядов персонаж обретает иллюзию абсолюта, только чтобы испытать горечь его абсолютной утраты. А основным методом мучения персонажа в этом персональном аду является умножение предметов и явлений с
вариациями и совпадениями – концепция невыносимой, гегелевской «дурной
бесконечности». Повторения развиваются от простого удвоения в подобия,
отражения, квази-бесконечные ряды невозможных объектов, в бифуркации персонажа,
встречающего разновидности собственной сущности, в бесконечно вложенные души
внутри иллюзорного тела, в цикличность смерти, и наконец к повторению завязки
романа как началу очередного цикла тех же невыносимых событий, страшных, навязчивых
и привлекательных как бездна.