XLIII Международная филологическая научная конференция

«…извлечь из обыкновенного необыкновенное…»

Александр Анатольевич Карпов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-03-13
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается трансформация романтической системы в творчестве Гоголя середины 1830-х годов.

Тезисы

Название доклада – цитата из статьи Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», вошедшей в состав его сборника «Арабески» (1835). Статья заключает характеристику эволюции Пушкина-художника и вместе с тем является собственно гоголевским эстетическим манифестом. В статье Гоголя развитие пушкинского творчества выглядит как расширение сферы искусства за счет включения в нее внешне безэффектных явлений, как переход от «необыкновенного», того, пишет автор, «что мы реже видим», - к привычному, «обыкновенному». Отношения двух этих групп явлений, двух этих часто употребляемых в работе понятий и составляют концептуальное ядро статьи. Казалось бы, последовательность рассуждений наводит на мысль о приоритетности для Гоголя-художника именно области «обыкновенного», сама же статья воспринимается в литературоведении как декларация Гоголя-реалиста. Подобные характеристики не учитывают сложной логики гоголевских рассуждений: действительно говоря о пушкинском предпочтении «необыкновенному» «обыкновенного», автор заключает свой пассаж ключевой фразой, определяющей высший тип творчества и диалектически связывающей центральные понятия статьи: «…чем предмет обыкновеннее, тем выше надо быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». Т. о. обращение к области будничного не исключает для Гоголя  стремления к «необыкновенному», «извлечение» которого все-таки остается высшей целью художника. Идеи «Нескольких слов…» развиваются и конкретизируются в других статьях «Арабесок», а также в художественном творчестве писателя тех лет. В нем Гоголь идет по пути не отрицания, но трансформации романтизма, распространения его принципов, его мировидения на новые области жизни – по пути своего рода романтической экспансии, в реальной практике приводящей к сложным результатам.