«…извлечь из обыкновенного необыкновенное…»
Александр Анатольевич Карпов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-03-13
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается трансформация романтической системы в
творчестве Гоголя середины 1830-х годов.
Тезисы
Название доклада – цитата из статьи Н. В. Гоголя
«Несколько слов о Пушкине», вошедшей в состав его сборника «Арабески» (1835).
Статья заключает характеристику эволюции Пушкина-художника и вместе с тем является
собственно гоголевским эстетическим манифестом.
В статье Гоголя развитие пушкинского творчества
выглядит как расширение сферы искусства за счет включения в нее внешне
безэффектных явлений, как переход от «необыкновенного», того, пишет автор, «что
мы реже видим», - к привычному, «обыкновенному». Отношения двух
этих групп явлений, двух этих часто употребляемых в работе понятий и составляют
концептуальное ядро статьи. Казалось бы, последовательность рассуждений наводит
на мысль о приоритетности для Гоголя-художника именно области «обыкновенного», сама же статья воспринимается в
литературоведении как декларация Гоголя-реалиста. Подобные
характеристики не учитывают сложной логики гоголевских рассуждений:
действительно говоря о пушкинском предпочтении «необыкновенному» «обыкновенного»,
автор заключает свой пассаж ключевой фразой, определяющей высший тип творчества
и диалектически связывающей центральные понятия статьи: «…чем предмет обыкновеннее,
тем выше надо быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и
чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина».
Т. о. обращение к области будничного не исключает для Гоголя стремления к «необыкновенному», «извлечение»
которого все-таки остается высшей целью художника.
Идеи «Нескольких слов…» развиваются и конкретизируются
в других статьях «Арабесок», а также в художественном творчестве писателя тех
лет. В нем Гоголь идет по пути не отрицания, но трансформации романтизма,
распространения его принципов, его мировидения на новые области жизни – по пути
своего рода романтической экспансии, в реальной практике приводящей к сложным
результатам.