XLIII Международная филологическая научная конференция

Стабильное и мобильное в лирическом тексте Глеба Горбовского. К вопросу о текстологии поэтов-песенников

Екатерина Сергеевна Шерстнёва
Докладчик
аспирант
Академическая гимназия СПбГУ

14-п
2014-03-13
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён стабильным и мобильным элементам лирического произведения в его творческой истории. В качестве материала использована лирика Г. Я. Горбовского 1990-х годов. Цель доклада – показать, как требования ритмического, фонетического и смыслового уровней определяют выбор автором тех или иных лексических единиц в процессе редактуры лирического произведения.

Тезисы

Было бы ошибкой утверждать, что Г. Я. Горбовский известен в первую очередь как поэт-песенник. В то же время большинство произведений этого автора, знакомых широкой публике, бытует именно в песенной форме. Многие стихотворения Г. Я. Горбовского изначально создавались как тексты песен, другие оказались подходящими для музыкальной обработки и были положены на музыку профессиональными композиторами или любителями.
Количество стихотворений, написанных Г. Я. Горбовским за 1990-е годы, едва ли не превосходит общее число лирических текстов этого автора за все предшествующие периоды творчества. Судя по машинописному датированному архиву стихотворений этого десятилетия, собранному Б. Тайгиным, практически ежедневно Г. Я. Горбовский пишет от пяти до десяти поэтических текстов. При этом, если для творчества Г. Я. Горбовского раннего периода характерны эксперименты с формой, в поэзии 1990-х эксплуатируются ставшие наиболее привычными, «комфортными» принципы текстопорождения, разработанные в предшествующие периоды.
В докладе мы рассматриваем разные редакции текстов 1990-х годов, как изданные, так и сохранившиеся в рукописях и машинописях. При наблюдении над характером изменений можно заметить, что текстовые элементы, включающие разночтения, чаще всего обнаруживают сходство на уровне фоники. Также прослеживается стремление автора сохранить стабильность ритмического уровня. При этом смысловой уровень оказывается в наибольшей степени нестабильным. Варьирующиеся лексемы относятся к разным смысловым гнёздам, часто состоят в отношениях антонимии.
На наш взгляд, такой творческий метод, при котором фонетический и ритмический уровень оказываются стабильнее смыслового, в принципе характерен для работы по созданию текстов с установкой на звучание.