Функции концепта в современном эссе
Елена Валериановна Бузальская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-03-15
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена анализу функционирования концепта в разных типах современного эссе – художественном, публицистическом, научном, официально-деловом (эссе при приеме на работу) и академическом. Автор выделяет четыре основные жанрооформирующие функции концепта: функция именования жанра, функция исходной темы, функция построения эссемы и функция формирования итогового компонента структуры. Проведенный анализ позволяет описать общие закономерности функционирования концепта в указанных типах эссе.
Тезисы
На основании проведенного
анализа русских и европейских эссе в
количестве 300 произведений представляется
возможным говорить о том, что концепт
в эссеистике выполняет четыре функции.
I. Функция именования жанра. Концептологический подход в рамках теории речевых жанров свидетельствует о том, что название жанра само по себе является концептом, узнаваемым всеми носителями данного языка. Эта функция общая для всех типов эссе.
II. Функция исходной темы. Концепт является центром эссе, поскольку рефлексия возможна только относительно всем известных объектов и явлений культуры или цивилизации. В отношении эссе можно говорить о использовании двух типов концепта разной степени абстрагирования: концептов-образов и концептов-понятий. Разные типы эссе преимущественно опираются на разные типы концептов.
III. Функция построения сценария. Субъективация, деавтоматизация восприятия концепта лежит в основании формирования эссемы, которая представляет собой открытый тип построения мыслеобраза эссе. Эссемы различных типов эссе реализуются различно.
IV. Функция формирования итогового компонента структуры.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что в официально-деловом эссе концепты практически не используются; в научном эссе они функционируют только в качестве базы для построения эссемы (сценария эссе); в академическом могут использоваться для номинации и формировать итоговый компонент текста; в художественном и публицистическом эссе концепты задействованы во всех перечисленных функциях.
I. Функция именования жанра. Концептологический подход в рамках теории речевых жанров свидетельствует о том, что название жанра само по себе является концептом, узнаваемым всеми носителями данного языка. Эта функция общая для всех типов эссе.
II. Функция исходной темы. Концепт является центром эссе, поскольку рефлексия возможна только относительно всем известных объектов и явлений культуры или цивилизации. В отношении эссе можно говорить о использовании двух типов концепта разной степени абстрагирования: концептов-образов и концептов-понятий. Разные типы эссе преимущественно опираются на разные типы концептов.
III. Функция построения сценария. Субъективация, деавтоматизация восприятия концепта лежит в основании формирования эссемы, которая представляет собой открытый тип построения мыслеобраза эссе. Эссемы различных типов эссе реализуются различно.
IV. Функция формирования итогового компонента структуры.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что в официально-деловом эссе концепты практически не используются; в научном эссе они функционируют только в качестве базы для построения эссемы (сценария эссе); в академическом могут использоваться для номинации и формировать итоговый компонент текста; в художественном и публицистическом эссе концепты задействованы во всех перечисленных функциях.