Инновационная парадигма обучения специальным иностранным языкам
Ольга Алексеевна Бурукина
Докладчик
профессор
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича
ауд. 12, Административный корпус
2014-03-13
18:15 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Инновации
в обучении языкам для специальных целей основываются на понимании конкретного
ЯСП и специфики обучения этому языку и понимании того институционального
контекста, в котором применяется конкретный специальный язык, а также специфику
коммуникационных потребностей, ценностей и практики конкретного
профессионального сообщества. Очевидно, что педагогические решения должны
быть основаны на исследованиях, в которых рассматриваются эти вопросы. Только при
соблюдении упомянутых условий наш выбор в реализации такого понимания в практике
обучения ЯСП имеет потенциал для инновационности.
Тезисы
В
современной Европе, в связи с созданием Европейского Союза и построением Европейского
пространства высшего образования, стремительно растут потребности в изучении языков
для специальных целей (ЯСП), что послужило основой для движения по разработке
методик и учебных планов с целью интенсификации изучения ЯСП.
В основу
современной парадигмы обучения ЯСП легла функциональная концепция использования
языка, позволившая описать пороговый уровень языковой способности для каждого крупного
европейского языка, для выявления того, что именно учащиеся должны быть в
состоянии делать с языком (Ван Эк 1975), т.е. как именно и для чего они должны
применять сформированные лингвистические и коммуникативные компетенции. При
этом конечный результат, или цели обучения конкретизируют коммуникативные
потребности учащихся.
Поощряя
учащихся в процессе учебной коммуникации запрашивать информацию, получать
разъяснения, использовать любые языковых и неязыковых средства, преподаватели
ЯСП создают условия для обучения и самообучения студентов. Поощряя студентов к выявлению
ими ситуативного смысла при соблюдении конкретной коммуникативной задачи,
учителя обучают учащихся рисковать в процессе коммуникации, выходя за рамки
заученных шаблонов.
Преподавателей, равно как и исследователей ЯСП характеризуют
творческая активность, инновационность и гибкость мышления (Суэйлз, 1985; Робинсон,
1991). Внутри этой сложной междисциплинарной сферы – обучении языкам для
специальных целей, подразумевающей углубленную специализацию, взаимодействие с многочисленными
аудиториями в рамках академического сообщества и постоянное повышение требований,
предъявляемых к разрабатываемым и реализуемым методикам и техникам обучения (Дадли-Эванс
и Сент-Джон, 1998; Рэйсэнен, 2009), преподаватели и исследователи ЯСП, как
правило, работают в тесном сотрудничестве со специалистами конкретных профессиональных
областей (юриспруденция, экономика, финансы и пр.).