XLIII Международная филологическая научная конференция

Инновационная парадигма обучения специальным иностранным языкам

Ольга Алексеевна Бурукина
Докладчик
профессор
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича

ауд. 12, Административный корпус
2014-03-13
18:15 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Инновации в обучении языкам для специальных целей основываются на понимании конкретного ЯСП и специфики обучения этому языку и понимании того институционального контекста, в котором применяется конкретный специальный язык, а также специфику коммуникационных потребностей, ценностей и практики конкретного профессионального сообщества. Очевидно, что педагогические решения должны быть основаны на исследованиях, в которых рассматриваются эти вопросы. Только при соблюдении упомянутых условий наш выбор в реализации такого понимания в практике обучения ЯСП имеет потенциал для инновационности.

Тезисы

В современной Европе, в связи с созданием Европейского Союза и построением Европейского пространства высшего образования, стремительно растут потребности в изучении языков для специальных целей (ЯСП), что послужило основой для движения по разработке методик и учебных планов с целью интенсификации изучения ЯСП. В основу современной парадигмы обучения ЯСП легла функциональная концепция использования языка, позволившая описать пороговый уровень языковой способности для каждого крупного европейского языка, для выявления того, что именно учащиеся должны быть в состоянии делать с языком (Ван Эк 1975), т.е. как именно и для чего они должны применять сформированные лингвистические и коммуникативные компетенции. При этом конечный результат, или цели обучения конкретизируют коммуникативные потребности учащихся. Поощряя учащихся в процессе учебной коммуникации запрашивать информацию, получать разъяснения, использовать любые языковых и неязыковых средства, преподаватели ЯСП создают условия для обучения и самообучения студентов. Поощряя студентов к выявлению ими ситуативного смысла при соблюдении конкретной коммуникативной задачи, учителя обучают учащихся рисковать в процессе коммуникации, выходя за рамки заученных шаблонов. Преподавателей, равно как и исследователей ЯСП характеризуют творческая активность, инновационность и гибкость мышления (Суэйлз, 1985; Робинсон, 1991). Внутри этой сложной междисциплинарной сферы – обучении языкам для специальных целей, подразумевающей углубленную специализацию, взаимодействие с многочисленными аудиториями в рамках академического сообщества и постоянное повышение требований, предъявляемых к разрабатываемым и реализуемым методикам и техникам обучения (Дадли-Эванс и Сент-Джон, 1998; Рэйсэнен, 2009), преподаватели и исследователи ЯСП, как правило, работают в тесном сотрудничестве со специалистами конкретных профессиональных областей (юриспруденция, экономика, финансы и пр.).