Синонимическая оппозиция внутри цветообозначения «красный» (на материале лирики Федерико Гарсиа Лорки)
Оксана Викторовна Тихонова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-13
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале
поэтического цикла Ф. Г. Лорки «Romancero gitano» (Цыганский романсеро) рассматриваются особенности
использования прилагательного «красный» и, в частности, двух его синонимов: «carmesí» (карминный красный) и «corinto» (коринфский красный), формирующих ряд контекстуально
обусловленных значений.
Тезисы
Поэтический язык Ф. Г. Лорки
характеризуется насыщенной цветовой гаммой, в которой реализуются не только
собственно цветовые значения, но и различные контекстуально обусловленные
оттенки смысла, создающие особую художественную картину мира поэта.
Красный цвет занимает важное место в
лирике Лорки. В опубликованном при жизни поэта лирическом наследии
лексико-семантическое поле прилагательного «красный» включает не только сам
гипероним «rojo» (40
употреблений), но и 8 гипонимов, зафиксированных словарями.
Проведённый нами анализ особенностей использования цветообозначения «красный» в поэтическом сборнике «Romancero gitano» (Цыганский романсеро) показал, что помимо прилагательного «rojo» (красный), Ф. Г. Лорка прибегает к его цветовым синонимам «carmesí» (карминный красный) и «corinto» (коринфский красный) в стихотворении № 12 «Muerte de Antoñito el Camborio» (Смерть Антоньито эль Камборио). Эти цветовые лексемы, согласно этимологическим данным, содержат сему «дорогостоящего красителя» и сему «краски, доступной лишь богатым и знатным людям». Лорка использует эти оттенки красного для обозначения героя как человека аристократических кровей.
Одновременно с эксплицитными синонимами Лорка применяет имплицитное обозначение красного цвета посредством его эталона «sangre» (кровь), которое в широком контексте поэтического сборника выступает в значении «красивый». В данном случае имплицитная синонимия служит для создания скрытого сюжета стихотворного цикла, связывая несколько стихотворений общей семой «восстановления запятнанной чести».
Таким образом, в контексте сема цвета «красный» выступает синонимом понятий «богатый», «красивый», «аристократический», «достойный», «священный», а также служит для создания скрытого сюжета поэтического сборника.
Проведённый нами анализ особенностей использования цветообозначения «красный» в поэтическом сборнике «Romancero gitano» (Цыганский романсеро) показал, что помимо прилагательного «rojo» (красный), Ф. Г. Лорка прибегает к его цветовым синонимам «carmesí» (карминный красный) и «corinto» (коринфский красный) в стихотворении № 12 «Muerte de Antoñito el Camborio» (Смерть Антоньито эль Камборио). Эти цветовые лексемы, согласно этимологическим данным, содержат сему «дорогостоящего красителя» и сему «краски, доступной лишь богатым и знатным людям». Лорка использует эти оттенки красного для обозначения героя как человека аристократических кровей.
Одновременно с эксплицитными синонимами Лорка применяет имплицитное обозначение красного цвета посредством его эталона «sangre» (кровь), которое в широком контексте поэтического сборника выступает в значении «красивый». В данном случае имплицитная синонимия служит для создания скрытого сюжета стихотворного цикла, связывая несколько стихотворений общей семой «восстановления запятнанной чести».
Таким образом, в контексте сема цвета «красный» выступает синонимом понятий «богатый», «красивый», «аристократический», «достойный», «священный», а также служит для создания скрытого сюжета поэтического сборника.