«Поколение Гольф» и «Поколение Трабант»: от индивидуального опыта к коллективной памяти
Марина Сергеевна Потёмина
Докладчик
доцент
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
201
2014-03-11
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается
воспоминание как одна из генеральных линий в создании модели художественного
мира и формировании новой идентичности в литературе современных немецкий
писателей – представителей «поколения Трабант» (ГДР) и «поколения Гольф» (ФРГ),
рождённых в 70-е годы. Анализируется стратегия создания в художественных
текстах «коллективной автобиографии», основанной на поиске собственной
идентичности восточными и западными авторами.
Тезисы
Воспоминание о прошлом
как осмысление – это одна из генеральных линий в создании модели
художественного мира и формировании новой идентичности, как в восточной, так и
в западной литературах после Объединения Германии.
В последние десятилетия литературные критики всё чаще говорят о писателях, рожденных между 1965 и 1976 как о «поколении Трабант» и «поколении Гольф». В своих историях молодые авторы противопоставляют описанию, характерному для писателей старшего поколения, идеологически детерминированного государством уклада жизни бытовое повествование о своих детских и юношеских впечатлениях о ГДР (Я. Хензель, К. Руш) и ФРГ (Ф. Иллиес).
Романы Яны Хензель «Дети зоны» (2002), Клаудии Руш «Моя свободная немецкая юность» и Флориана Иллиса «Поколение Гольф» рассматриваются исследователями как «коллективная автобиография» [1] или феномен «коллективных воспоминаний о детстве» [2].
Условная аполитичность молодых западных и восточных писателей практически вытесняет дискурс «преодоления прошлого» и заменяет его новыми формами художественной переработки действительности (фрагментарный характер воспоминаний, самоинсценировка, иронически или меланхолически сконструированный портрет поколения). Таким образом, темой многих произведений после 1989 года становится прошлое в контексте эпохи смены культурных парадигм, с одной стороны, и как части всеобщего процесса коллективного создания новых смыслов, общей политики поиска идентичности, с другой.
[1] Gansel C. Atlantiseffekte in der Litteratur? Zur Inszenierung von Erinnerung an die verschwundene DDR. In: Dettmar U., Oetken M. (Hg.) Grenzenlos. Universitätsverlag Winter GmbH Heidelberg. 2010. S.33.
[2] Eidlhuber, Mia: Alles Bonanza. In: Die Zeit, 7/2000.
В последние десятилетия литературные критики всё чаще говорят о писателях, рожденных между 1965 и 1976 как о «поколении Трабант» и «поколении Гольф». В своих историях молодые авторы противопоставляют описанию, характерному для писателей старшего поколения, идеологически детерминированного государством уклада жизни бытовое повествование о своих детских и юношеских впечатлениях о ГДР (Я. Хензель, К. Руш) и ФРГ (Ф. Иллиес).
Романы Яны Хензель «Дети зоны» (2002), Клаудии Руш «Моя свободная немецкая юность» и Флориана Иллиса «Поколение Гольф» рассматриваются исследователями как «коллективная автобиография» [1] или феномен «коллективных воспоминаний о детстве» [2].
Условная аполитичность молодых западных и восточных писателей практически вытесняет дискурс «преодоления прошлого» и заменяет его новыми формами художественной переработки действительности (фрагментарный характер воспоминаний, самоинсценировка, иронически или меланхолически сконструированный портрет поколения). Таким образом, темой многих произведений после 1989 года становится прошлое в контексте эпохи смены культурных парадигм, с одной стороны, и как части всеобщего процесса коллективного создания новых смыслов, общей политики поиска идентичности, с другой.
[1] Gansel C. Atlantiseffekte in der Litteratur? Zur Inszenierung von Erinnerung an die verschwundene DDR. In: Dettmar U., Oetken M. (Hg.) Grenzenlos. Universitätsverlag Winter GmbH Heidelberg. 2010. S.33.
[2] Eidlhuber, Mia: Alles Bonanza. In: Die Zeit, 7/2000.