XLIII Международная филологическая научная конференция

Память, интроспекция, проекция: творческий акт вспоминания О роли расстояния и перспективы в стихотворении Фридриха Хеббеля «Липа»

Оливер Пфау
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-03-14
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Созданное произведение не находится в пустом пространстве, исключительно для себя, но испытывает воздействие прошлого и настоящего. В стихотворении Хеббеля «Липа» именно прошлое становится начальной точкой, процессом и результатом творческого действия. Отражение художественного акта? Отмена пространства и времени через постепенный интроспективный сдвиг? Или просто игра с формой и содержанием? Поиск «истинного» изображения и попытка его проекции в реальность приводят к созданию произведения, которое самим фактом своего творения становится, в свою очередь, объектом памяти и вспоминания.



Тезисы

Вспоминание и воспоминание, воскрешение в памяти и погружение в пережитое: в своем стихотворении «Липа» Фридрих Хеббель использует разные подходы к процессу интеллектуального и художественного творения. Проецированные образы, к которым автор хочет вести реципиента, создают, в свою очередь, гипотекстовый фон, благодаря которому сдвигается общая перспектива. Взгляд реципиента делает относительной кажущуюся абсолютность созданного произведения. Одновременная проекция или, более того, стремление к внутренней проекции через заклинание увиденной картины, воспоминания, материализует процесс творческого акта и заставляет соревноваться процесс самого создания с созданным, то есть с завершенным произведением. Так, абсолютность, завершенность во времени ставится под вопрос. Произведение искусства – вещь или акт? Остается ли оно или уходит? Узнаваемо ли оно в своем художественном измерении или ждет, чтобы его показали? Размышление над стихотворением «Липа» вызывает такие вопросы, фокусируясь на роли воспоминания в творческом акте.